Особенности бриллиантового маркетинга

Лучшие друзья девушек — это бриллианты. А между тем всего сотню лет назад эти драгоценные камни мало кого интересовали и уж точно не являлись элементом стандартного набора "принц-свадьба-бриллианты", который сейчас вживлен в мозг едва ли не каждой юной деве. Узнаем, кто и как раскрутил прозрачные "стекляшки", которые так легко можно подделать?

В отличие от золота, алмазы никогда не являлись фетишем человеческого населения земли. В отрыве от его физических свойств (которые интересны лишь промышленности и науке), это довольно дешевый камень, цена которого искусственно завышена в результате маркетинговых манипуляций и монополизма.

Спрос на него вызван в первую очередь мощной рекламной компанией. Ретранслируемый из поколения в поколение стереотип о бриллиантах, как символе достатка, сформирован благодаря воздействию на довольно пластичное сознание женской половины человечества."Я уверен, что на его месте мог быть любой другой камень", — говорит в интервью Times писатель Том Зеллнер.

И, в общем-то, для этой уверенности у Зеллнера есть вполне серьезные основания. Достаточно напомнить об известной маркетинговой программе-максимум без преувеличения великого (и жестокого) колонизатора Африки Сесиля Родса. Британский империалист прямо заявил о том, что ежегодно в продажу должно выпускаться столько бриллиантов, сколько играется свадеб.

Доподлинно неизвестно, как обстоят дела во всем мире, однако сейчас в Британии 75% будущих женихов покупают кольцо с бриллиантом для своих невест, а ведь еще до 30-х годов прошлого века этой традиции не существовало в принципе. Опыт личных наблюдений показывает, что даже в менее экономически благополучной России эта практика также является общепринятой.

Всю эту историю стоило бы начать непосредственно с истории компании De Beers. Дело в том, что сама эта компания появилась в результате осознания того факта, что неконтролируемый выброс значительного числа сырья на рынок способен уничтожить перспективы камня на рынке.

После нескольких реинкарнаций монополистического "Лондонского алмазного синдиката" (еще в 1893 Родс создал первый из них, выкупив конкурентов на кредит от Ротшильдов), следующий глава De Beers Эрнст Оппенгеймер создал мощного оператора рынка — Центральную сбытовую компанию (ныне — Diamond Trading Company) как одно из подразделений концерна De Beers Consolidated Mines Ltd.

Фото: AP

После провала 20-х годов, связанного с открытием новых месторождений и падением спроса в результате экономического кризиса, Оппенгеймер сумел остановить бесконтрольный вывоз алмазов в США и Европу, в том числе за счет отстрела частных старателей. Таким образом, весь сбыт окончательно перешел в руки одной компании, контролируемой Ротшильдами.

После этого алмазные дельцы занялись формированием спроса. Очевидно, что ювелирные украшения не являются предметами повседневного пользования. Естественно, что в периоды экономического спада спрос на эти безделушки падает в первую очередь. Причем огранщики и ювелиры могут "перетоптаться" в кризис за счет чисто инструментальных заказов, переделок и т. д. А вот для сырьевиков, поставляющих алмазы для последующей переработки, кризис грозил обернуться настоящей катастрофой. Для алмазного рынка главное — стабильность спроса.

В ход пошла озвученная Родсом идея. В 30-х годах из алмаза стали делать "камень любви". "Они размещали рекламу везде, где только можно было. Реклама гласила, что мужчины на протяжении веков дарили женщинам бриллианты, как символ вечности и крепости брачного союза. Конечно, вы должны сделать так же, иначе будете выглядеть дешево. Они придумали эту историю, и так долго с элегантностью повторяли ее, что люди поверили", — рассказывает Том Зеллнер.

Влюбленные лохи, стимулируемые своими возлюбленными, обеспечили алмазодобытчиком и ювелирам волну первоначального спроса. Стоит учитывать и исторический контекст. Время нестабильности и войн повысило ценность всякой стабильности, выражением которой являлись брак и семейственность.

Жирное многоточие в этой многолетней рекламной акции поставила в 1947 году молодой копирайтер Фрэнсис Джерети. Она придумала слоган, который журнал Advertising Age назвал самым живучим слоганом XX века: "Diamond Is Forever" ("Бриллиант-навсегда"). Так коннотация брака и бриллианта стала "железной".

А затем на алмазодобытчиков стала работать ими же созданная традиция и обывательский стандарт "чтобы не хуже, чем у всех". Сейчас De Beers продает 45% всех алмазов в мире. Согласно исследованию компании, мужчины чаще чем женщины отказываются от покупки предметов домашнего обихода ради покупки кольца с бриллиантом. Что и требуется женщинам и De Beers.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

До сих пор ученые не могут разгадать и половины загадок, которые таит в себе пирамида Хеопса. Однако египтолог Дэвид Мид уверен, что ему ближе всех удалось продвинуться в разгадке страшной тайны, которую скрывает эта гробница.

И снова "конец света": дату прилета Нибиру нумеролог узнал в пирамиде Хеопса
Комментарии
Способ "укрощения" Йеллоустоуна придумали в США
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Почему преступления и суициды происходят в одни и те же дни — Владимир ФАЙНЗИЛЬБЕРГ
Кремль: договор с Татарстаном сыграл свою роль, но пролонгации его не будет
Владимир Путин в неформальной обстановке пообщался с молодежью на форуме "Таврида"
Госдума: школы единоборств требуют повышенного контроля
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
И снова "конец света": дату прилета Нибиру нумеролог узнал в пирамиде Хеопса
Госдума: школы единоборств требуют повышенного контроля
Повышение пенсионного возраста может начаться с 2019 года
Ученые увидели, что происходит в первые секунды Большого взрыва
Тегеран требует от Вашингтона $245 млн за пострадавших в иракской войне
Самолет вертикального взлета: новое — это хорошо забытое старое
В Каталонии призвали не считать всех мусульман террористами
В Каталонии призвали не считать всех мусульман террористами
И снова "конец света": дату прилета Нибиру нумеролог узнал в пирамиде Хеопса
Госдума: школы единоборств требуют повышенного контроля
Ученые увидели, что происходит в первые секунды Большого взрыва
National Interest: перестаньте тыкать русского медведя, иначе война станет неизбежностью
Украинские пограничники посмели задержать российский корабль
Предсказавший Трампа ясновидящий пророчит третью мировую войну