Нева тонет в мазуте

Помните, у Пушкина - "Невы державное течение, береговой ее гранит... " Вот только теперь, если свеситься с набережной и вглядеться в мутные волны Невы, то даже на мелководье дна не разглядеть. Зато бензиновые пятна повсюду переливаются всеми цветами радуги. Что же касается гранита, то на нем теперь мазутными полосами четко отмечены перепады уровня воды. На ежегодном Международном Экологическом Форуме прошедшем в Санкт-Петербурге с 20 по 23 марта в Выставочном комплексе "Ленэкспо" экологи обсудили эту и многие другие проблемы связанные с защитой окружающей среды. Более того, в рамках форума прошла 9-я Международная выставка "Экология большого города 2002", в которой приняли участие отечественные и зарубежные компании. На выставке состоялась демонстрация проектов и новейших достижений в области экологии, а также пропаганда экологически чистых технологий и продвижение их на российский и внешний рынки.

Вообще-то, к слову сказать, Невская, а точнее, ладожская вода по природе своей уникальна. Во времена Екатерины Великой ее вывозили во Францию для мытья голов великосветских красавиц. По мягкости своей эта вода тогда была как дождевая. Сегодня употреблять водопроводную питерскую воду даже после кипячения - сомнительное удовольствие: в нос бьет хлором, цвет желтоватый, а порой и нефтью попахивает. Не зря поимка даже затрапезного ерша в черте города стала теперь событием, А если и наловит кто мелочишки, то есть варево вряд ли станет - от ухи тянет мазутом. Принимать водные ванны на пляжах питерских пригородов - в Репине, Солнечном, Зеленогорске, без риска оказаться перепачканным мазутом, уже невозможно. А купание в черте города вообще запрещено. Вот что сказал профессор Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Михаил Игнатьев: «Полагаю, что следует максимально сократить перевозки нефтепродуктов по Неве - они опасны не только для экологии реки, но и грозят бедой таким культурным ценностям, как Эрмитаж, Мраморный дворец, Государственный архив и другие памятники русской культуры на невских берегах».

За исключением разве что риска потерять культурные ценности, похожая ситуация наблюдается и в водах Финского залива, и в водах Балтийского моря.

Как отметил в своем докладе один из участников выставки президент компании ЭКО «Феникс Холдинг» Ярослав Ерошевский, одним из самых опасных загрязнителей крупных акваторий в целом являются нефть и нефтепродукты. Причины постоянного возрастания нагрузки на окружающую природу очевидны – это строительство новых промышленных объектов, увеличения объемов транспортировки и перевалки нефтепродуктов, и практически аварийное состояние техники и сооружений, созданных в советское время.

Справка: в 1998 году грузооборот наливных нефтепродуктов в порту Санкт-Петербург составил 5982,2 тыс.т., в 1999 г. – 7353,9 тыс.т., в 2000г. – 8127 тыс.т., в 2001 г. – более 9 млн.т. Ежесуточно по р. Нева проходит от 10 до 15 танкеров. В настоящий момент, концентрация нефтепродуктов в реке Неве превышает предельно допустимую для рыбо-хозяйственной категории водопользования более чем в 15 раз и составляет около 0,8 мг/л.

Ерошевский назвал и несколько путей попадания нефтепродуктов в водные объекты, которые, как оказалось, делятся на две составляющие: эксплуатационную и аварийную. К первой относятся сброс нефтесодержащих смесей, таких как подсланевые воды, на акваторию с морского и речного транспорта и сброс нефтесодержащих промышленных сточных вод с береговых объектов. Ко второй – аварийные разливы при проведении операций по перевалке и транспортировке нефтепродуктов; аварии судов, имеющих на борту запас топлива; аварийные ситуации на береговых объектах топливно-энергетического комплекса, вызывающие проникновение нефтепродуктов в грунтовые воды и водные объекты. Трудно сказать, какой вид загрязнений наиболее опасен для окружающей среды: так как при аварийном сбросе наблюдается массовая гибель обитателей моря, а при эксплуатационных загрязнениях происходит хроническое отравление всего моря.

В подтверждение словам докладчика можно привести ряд фактов. Например, в Неву – транспортно-нефтяную артерию европейского масштаба, с ее сложным фарватером и густонаселенными берегами нефтепродукты везут не специальными танкерами с двойными стенками, а обычными, видавшими виды рудовозами. Их сотни, ежегодно приходящих к причалам Петербурга. Стоит такому судну пробить корпус - и содержимое трюма окажется в воде. Новые экологически безопасные танкеры сегодня почти не строятся, на это нет средств. Можно утверждать, что пока мазут и другие нефтепродукты будут возить в "старых калошах", а не в современных танкерах, аварии гарантируются. Современных радикальных мер по обеспечению экологической безопасности Невы, да и других крупных водоемов Северо-Запада не принимается.

Вместе с тем понятно, что человечество уже никогда не откажется от благ цивилизации, а, следовательно, единственно возможный путь это – разработка, внедрение и использование новых надежных и экономичных технологий, позволяющих снизить риск и обеспечить безопасность любых операций и процессов, которые могут привести к загрязнению окружающей среды.

Как правильно подчеркнул Я.Ерошевский, безусловно, в деле защиты природы государство или межгосударственные органы должны играть главную роль, однако конкретную работу могут выполнить только специалисты, обладающие необходимыми материальными ресурсами, опытом и знаниями. Именно таким образом построена работа во всех развитых странах – экспертами и исполнителями по региональным и государственным программам являются коммерческие фирмы, которые специализируются на оказании экологических услуг или производстве соответствующего оборудования. За последние годы сделано немало: созданы хорошо структурированные государственные органы, которые вполне компетентно осуществляют контроль, сформировано общественное мнение, и что самое главное за последние годы в России вполне сложился достойный рынок экологических услуг. Появились и встали на ноги предприятия, для которых природоохранные технологии – это вид бизнеса, бизнеса вполне устойчивого и приносящего неплохие доходы.

Правда, на счет законодательства с докладчиком можно и поспорить. Да, во всех цивилизованных странах оно действует достаточно жестко, исключая саму возможность уклонения от ответственности виновников загрязнения окружающей среды. Разработаны четкие методики исчисления нанесенного вреда и сумм возмещения. У нас пока не закон действует, а эмоции. Например, на заседании городского штаба по транспорту отмечалось, что из 36 случаев разлива нефтепродуктов, которые были зафиксированы в прошлом году, лишь с 14 виновников был взыскан штраф. Да и то в малых размерах, которые никак не компенсируют нанесенный Неве экологический урон.

Утешает в сложившейся ситуации только одно: раз государство поддерживает проведение форумов по экологии и выставок оборудования для ее поддержания, значит, опомнилось, взялось за ум. Что ж, лучше поздно, чем никогда… Помогать отечественным компаниям реализовывать накопленный опыт и пытаться изменить ситуацию к лучшему - дело хорошее и нужное.

Самое главное, что такие компании есть. ЭКО «Феникс Холдинг» сегодня успешно работает не только в Северо-Западном регионе.

ОАО «ЭКО Феникс Холдинг» - профессионально занимается ликвидацией нефтеразливов и переработкой нефтеотходов уже более 5-ти лет. «Мы начинали из-за суровой необходимости - нужно было обеспечивать безопасность бункеровок, однако постепенно экология стала самостоятельным видом деятельности, который Совет Директоров объявил приоритетным 2 года назад», - рассказал историю своей компании президент «ЭКО Феникс Холдинг» Ярослав Ерошевский.

Компания неоднократно доказывала свою компетентность и опыт в работах по ликвидации аварийных нефтеразливов. Последний инцидент - операция по предупреждению крупного (520 тонн) разлива нефтепродуктов в акватории порта Санкт-Петербург в сентябре 2001 года. Рефрижератор «CAP TRIUNFO» водоизмещением 8 тыс. тонн получил серьезную пробоину в районе Кронштадта. Были повреждены топливные танки, что при неблагоприятном стечении обстоятельств могло привести к экологической катастрофе. Работа по откачке и хранению топлива заняла несколько дней и была выполнена без всяких негативных последствий для акватории Финского залива.

В настоящее время компания обладает целым спектром эффективных технологий, с помощью которых можно утилизировать все виды нефтеотходов – от тяжелых нефтешламов до нефтесодержащих вод с содержанием углеводородов 3-5%. ЭКО «Феникс Холдинг» работает в различных регионах России – в Сибири, Поволжье других местах добычи нефти на объектах ТНК, ЮКОСа и Транснефти.

В Северо-западном регионе ОАО «ЭКО Феникс Холдинг» концентрируется, в основном, на проблемах очистки и защиты от нефтяных загрязнений акваторий Невы и Финского залива. «Сегодня мы уже в значительной степени обеспечиваем стабильное экологическое состояние акватории реки Невы и морских портов Санкт-Петербурга, принимая и утилизируя на собственной очистной станции «Север», более 80% нефтесодержащих вод, образующихся на судах, судостроительных заводах, кораблях Лен. ВМБ и так далее», - отметил в своем выступлении на выставке Я. Ерошевский. Так же он подчеркнул, что надо освободиться от иллюзий, что в ближайшем будущем все суда станут абсолютно экологически безопасными, поскольку это слишком дорогое удовольствие даже для самых богатых стран. Поэтому часть судовых отходов будет всегда заканчивать свою жизнь на берегу, и судну будут требоваться услуги портовых приемных сооружений. И в этом смысле очень важным является развитие систем сбора нефтесодержащих вод и создание очистных сооружений в портах. Эта проблема не менее важна, чем проблема аварийных разливов и тоже требует внимания и финансирования со стороны государства, а если вспомнить о том, что Балтийском море, это единая экосистема, то и всех Скандинавских стран.

Как жители региона, руководители компании обеспокоены увеличением объемов нефтепродуктов, которые переваливаются в Приморске. Однако, несмотря на то, что эта проблема практически решена «Транснефтью» и ее партнерами, во многих случаях вопрос остается открытым. Например, что же все-таки делать с собранными нефтеотходами? Наиболее логичным выходом при составлении любых региональных, государственных и межгосударственных программ, ЭКО «Феникс Холдинг» считает помощь экспертов и коммерческих структур, которые действительно обладают необходимыми теоретическими знаниями и практическим опытом.

«Чрезвычайно сильной стороной нашей компании является умение эффективно и без ущерба для природы утилизировать все виды нефтеотходов – нефтесодержащие воды, отработанные масла и прочее», отметил Ерошевский, - «Мы владеем самыми разнообразными технологиями и прекрасно представляем себе, каким именно образом можно уменьшить содержание нефтепродуктов в акватории».

ОАО «ЭКО Феникс Холдинг» на протяжении последних 2-х лет активно предлагает свои ресурсы, как технические, так и интеллектуальные для использования в различных городских программах. Например, в настоящее время участвует в разработке Концепции государственной поддержки международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга на 2001–2004 годы. Роль компании – создание постов контроля и ликвидации аварийных разливов на реке Нева. Когда предложение будет реализовано, в районе Обухово и других опасных местах в состоянии готовности будут постоянно находиться экологические суда, оснащенные всем необходимым для ликвидации нефтеразливов и средствами связи. Таким образом, по мнению руководства ЭКО «Феникс Холдинг», будет снята одна их сложнейших проблем – удаленность средств спасения от наиболее вероятных мест катастроф.

Анна РАДЫГИНА

Обсудить