Российских экспортеров подстрахует ВЭБ

Операция Ы: подвинуть Китай на мировом рынке

Правительство решило помочь отечественным экспортерам путем создания единого центра кредитно-страховой поддержки. Власти размышляли над тем, как поддержать отечественный несырьевой экспорт еще в ходе Экономического форума в Петербурге. Сегодня идея обрела реальные черты. Но помогут ли кредиты от ВЭБа поднять конкурентоспособность нашей продукции?

Объем экспорта товаров из России многие годы остается на достаточно низком уровне, в особенности если учесть масштабы страны и потенциал российский земель. Обратимся к цифрам, согласно которым отечественный экспорт товаров в 2013 году составил 526 миллиардов долларов, из которых в дальнее зарубежье было направлено 86 процентов, а в страны СНГ — 14 процентов. Кроме того, по данным таможенной статистики в январе 2014 года внешнеторговый оборот России составил 57,6 миллиардов долларов США, что ниже показателя прошлого года за аналогичный период на 2,4 процента. Надо ли говорить о том, что подавляющую часть экспорта составили продукты энергетической отрасли — 77,5 процентов.

А между тем, в мае в ходе Международного экономического форума в Санкт-Петербурге президент страны Владимир Путин заявил, что главной целью как чиновников, так и бизнеса должно быть увеличение экспорта неэнергетических товаров не менее, чем на 6 процентов. Тогда же обсуждались меры, которые необходимо предпринять для достижения поставленных задач. Единый центр кредитно-страховой поддержки планируется открыть 1 ноября на базе двух "дочек" ВЭБа — Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Росэксимбанка. Новость об этом была опубликована накануне на официальном сайте Кремля. При этом для поддержки экспорта ВЭБу потребуется докапитализация примерно в размере 3-3,5 миллиардов долларов до 2018 года, сообщает РБК. Необходимый объем субсидирования процентных ставок должен составить порядка 15-20 миллиардов рублей.

Читайте также: Российская экономика растет, американская — рушится

Но поможет ли кредитование и страхование решить проблему конкурентоспособности российских несырьевых товаров за рубежом? Ведь главной проблемой российского экспорта является не столько и не только невозможность для многих производителей попасть на внешний рынок, а отсутствие спроса на российские товары, такие, как оборудование или даже одежда.

"Если товар на экспорт идет, он, как правило, конкурентен, — поделился мнением с корреспондентом Pravda. Ru профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ-ВШЭ, кандидат экономических наук Александр Абрамов. — Другое дело, что российские товары часто просто не покупают, потому что их покупатели нуждаются в некоторых гарантиях. Во-первых, они должны иметь достаточно хорошие, длинные деньги, чтобы покупать российские товары, и часто условия кредитования потенциальных покупателей — это одно из направлений конкурентной борьбы, то есть если у нас будут финансовые возможности стимулировать покупателей российских товаров покупать российские изделия, то это очень хорошие меры для поддержки экспорта, этим занимаются все страны. Поэтому в данном случае это мероприятие в целом достаточно позитивное".

По замечанию эксперта сегодня всем хорошо известен перечень наиболее эффективных мер для стимулирования иностранных потребителей покупать российские товары, но открыт вопрос, насколько эффективно это будет реализовываться. Существует риск, что эти меры будут применять не только в отношении предприятий среднего бизнеса, которые имеют больший потенциал роста и продвижения на зарубежных рынках, относятся к несырьевым секторам, легче перенастраиваются и осваивают новые рынки. Александр Абрамов выразил опасения, как бы система поддержки не использовалась с целью стимулировать госмонополии, госкомпании, поскольку в данном случае эффективность будет ниже.

Читайте также: Америка нам санкции, мы ей инвестиции

И прежде, чем говорить об эффективности, надо понять и проанализировать, с кем мы собираемся конкурировать. Если речь идет об оборудовании или одежде, то в определенной ценовой категории российские товары встретят конкурентов из Китая, которые сегодня буквально заполонили мировой рынок своей дешевой, а иногда и не очень продукцией, охватывающей практически все сегменты производства. Как объяснил в беседе с Pravda. Ru первый заместитель директора Института экономики РАН, доктор экономических наук Дмитрий Сорокин, на мировом рынке невозможно конкурировать с китайскими товарами среднего и невысокого качества.

"Мы хотим отнять у китайцев этот рынок? Не отнимем. А что касается ядерных реакторов, то тут мы вполне конкурентноспособны, поставки осуществляются, заключаются договора. Там больше проблемы не экономические, а политические. Поэтому то, что российское правительство планирует провести мероприятия, в том числе оказывая финансовую поддержку нашего экспорта - это правильно. Но только надо четко себе представлять, где мы можем прорываться на мировой рынок, а где, может, не надо тратить деньги. Все страны поддерживают своих производителей, прорывающихся на внешний рынок".

Однако, говоря об экспорте товара за границу, мы забываем о том, что российскому производителю и на внутреннем рынке на данный момент некомфортно. Даже внутри страны многие производители не выдерживают конкуренцию с товарами иностранных компаний, причем зачастую даже по цене. Поэтому, как особенно подчеркнул Дмитрий Сорокин, параллельно с поддержкой экспорта, российским властям необходимо уделить внимание развитию внутреннего рынка.

"Если посмотреть на экономическую политику США, то вы тоже увидите, что они делают ставки именно на внутренний рынок. Именно то, как развит внутренний рынок — это условие устойчивого экономического роста, и надо поддерживать внутренний рынок", — заключает Дмитрий Сорокин.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Темы китай
Обсудить