Эксперты "Правды.Ру" отвечают на вопрос: что будет с долларом?

Доллар - всего лишь бумажка. Но пока ценная

Очередной бюджетный кризис в США поставил перед многими россиянами, даже далекими от перипетий внутриамериканских политических разногласий и мировых экономических проблем, непростой вопрос: что будет с долларом? Избавляться ли от американской валюты или сохранять хладнокровие? А если переводить сбережения в другие активы, то какие выбрать?

Случившийся в начале октября в США "шатдаун" ("shutdown" — контролируемая приостановка работы большинства государственных федеральных учреждений ввиду невозможности их финансирования) обеспокоил не только финансово-экономические элиты и политиков всего мира, но и простых смертных. В российском интернет-пространстве с новой силой вспыхнули дискуссии о близком банкротстве США, крахе доллара, а с ним — и всей мировой финансовой системы. Кое-где даже выплыл призрак "амеро" — новой валюты, на которую, якобы, может перейти ведущая мировая экономика, дабы избавиться от невероятного государственного долга, перешагнувшего за 17 триллионов долларов.

Слов нет, случись в реальности какой-то из этих сценариев, и мир, кроме шуток, перевернется. Но насколько возможен такой поворот событий, и, что для многих важнее — что делать со своими конвертированными в доллар сбережениями сейчас, не дожидаясь мрачного исхода?

Читайте также: Россия переживет долговой дефолт Америки

Как известно, американская валюта ведет свою родословную из Рудных гор Северо-западной Богемии, где в начале XVI века, с открытием сереброносных шахт, началась чеканка монеты в одну унцию серебра, получившая по месту рождения наименование "иоахимсталер". Выпущенная в долине Святого Иоахима для нужд Священной Римской империи германской нации, эта монетка оказалась весьма шустрым платежным средством, и, пока её солидные (и более дорогие) золотые сородичи из разных стран оседали в сундуках и кубышках, бодро каталась по странам и континентам. Встречали её везде равно приветливо, но тяжеловесное немецкое название трансформировалось под вкусы и правила разных языков. Чаще всего отваливалось имя чужеземного святого, оставляя лишь "талер", за океаном же монета приобрела более звонкое имя — "доллар". Кстати, в России, где эту монету так же неплохо звали и уважали, произошло обратное: непонятный "талер" усох, и эти денежки стали звать по русифицированному имени святого — "ефимки".

Через 350 лет после рождения шустрой монетки о своей самостоятельности заявили заокеанские колонии Великобритании. Здесь тоже хорошо знали талер и, по понятным причинам, очень не любили британский фунт. В итоге в 1786 году Конгресс США заявил о рождении новой валюты — доллара, перенявшего многие черты своего богемского предка. Довольно долго новая валюта была известна в двух ипостасях — серебряного и золотого доллара, но такая система приводила к определенному разнобою, когда золотой доллар не был равен серебряному из-за колебаний курса золота и серебра и его несоответствия установленному номиналу. Поэтому в 1900 году был установлен золотой стандарт доллара в 1,50463 грамма.

Похоже, что доллар унаследовал от своего предка фамильную репутацию. Впрочем, нельзя отрицать, что ему в этом здорово поспособствовали исторические и географические условия США, врожденный авантюризм, предприимчивость и стремление к прогрессу населения этой страны. Так или иначе, но — это тоже не секрет — по окончании Второй мировой войны на земле не оказалось более могущественного государства и более надежной валюты. Это, в свою очередь, привело к возникновению пресловутой бреттон-вудской системы, в рамках которой доллар стал базовой резервной мировой валютой, заменив золото.

Какое-то время это работало: опираясь на план Маршалла, доллар неплохо потрудился в разоренной войной Европе. Но уже в шестидесятые годы начались проблемы. Хронический дефицит платежного баланса США вызвал усиленную работу печатного станка, и в 1960 г. объем долларов, переданный кредиторам страны превысил золотой запас федеральной резервной системы. В 1971 г. Ричард Никсон объявил о прекращении обеспечения доллара золотом.

Читайте также: Долг США простим, а Арктику продадим?

Тогда мир не рухнул — и позже станет ясно, почему. В 1976 г. на конференции Международного валютного фонда в Кингстоне (о. Ямайка) страны-участницы договорились отказаться от жестко привязанных к доллару валютных курсов, а определять их на рыночных принципах — т. е. в зависимости от спроса и предложения. Но на авторитет и вес доллара, как общепризнанного средства взаиморасчетов и резервной валюты это решение не повлияло.

Дело в том, что на репутацию и надежность валюты влияет, помимо золотого запаса, еще экономическая и политическая стабильность выпустившей её страны, способность государства без особых проблем погашать свои обязательства. А в течение нескольких послевоенных десятилетий США демонстрировали недосягаемое мастерство как в первом, так и во втором, а, поскольку печатный станок в отдыхе не нуждается — то и в третьем.

"Америка выступает как страна, обеспечивающая самый надежный, всеми признанный способ хранения свободных финансовых ресурсов. Иной альтернативы сейчас ни доллару, ни США, как наименее рисковому месту хранения свободных средств пока нет", — объяснил в интервью "Правде.Ру" заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Супян. — Даже в кризис 2008–2009 гг. свободные финансовые средства большинство стран старались переложить в доллар, хотя кризис начался именно в США. Все это знали и понимали — но ни тогда, ни сейчас не было более надежных финансовых инструментов".

Иными словами, политическая система США до сих пор обеспечивала доверие к доллару как к наиболее стабильной валюте. Именно по этой причине участившиеся разногласия внутри политической элиты США вызывают такое беспокойство финансистов и экономистов. Недовольство республиканцев чересчур, по их мнению, социально ориентированной политикой демократов во главе с президентом Обамой как раз и привело к демонстративному (объективных экономических причин, в принципе, нет) отказу принять предложенный бюджет. Если ситуация не изменится, то уже в середине — двадцатых числах октября, страна не сможет произвести текущие платежи по обслуживанию внешнего долга. А это дефолт.

Но дальше может быть еще хуже: упорство республиканцев ставит под вопрос увеличение "потолка" госдолга, который сейчас уже превысил ранее принятую планку в 16 с половиной триллионов долларов. Заморозить же госдолг на нынешнем уровне нельзя — это уже неминуемо приведет к банкротству страны.

Несмотря на уверения большинства экспертов о том, что ничего страшного не происходит, со всех сторон раздаются призывы к американским политикам оставить разногласия и заняться реальной экономикой, памятуя о том, что от них зависит мировая экономическая стабильность. О своей обеспокоенности заявили центробанки Японии и Китая (именно эти страны владеют большей частью долгового портфеля США), а банк Южной Кореи прямо сообщил, что готовит "агрессивные меры" по поддержке финансового рынка своей страны на случай самого мрачного исхода.

Читайте также: Богатейшая страна мира погрязла в нищете

Тем временем аналитики агентства Bloomberg заявили, что дефолт США грозит дестабилизацией фондовых площадок (собственно, фондовые индексы в самих США резко пошли вниз сразу по объявлении "шатдауна"), стагнацией кредитной системы, а затем — погружением мировой экономики в рецессию с последующей депрессией. В унисон с агентством выступило и министерство финансов США, заявившее, ни много ни мало, что "последствия дефолта приведут к катастрофе более ужасной, чем Великая Депрессия и их последствия придется расхлебывать ни одному поколению".

В общем, нагнетают. И, вероятно, не напрасно: все понимают, что со столь серьёзными последствиями политики шутить не рискнут и рано или поздно примут необходимое решение. Как заявил в интервью CNBC маститый инвестор Уоррен Баффет, "Вашингтон вплотную подберется к точке крайнего идиотизма, но пересекать эту черту не станет". Другое дело, что всем хотелось бы, чтобы это произошло как можно скорее: в схожей ситуации 2 августа 2011 г. сенаторы проголосовали за увеличение потолка госдолга лишь за 12 часов до истечения крайнего срока, изрядно пощекотав нервы всему миру.

"Дефолт, как его принято понимать, вряд ли возможен в любом случае", — комментирует ситуацию для "Правды.Ру" директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев: "Даже если республиканцы и демократы не смогут быстро прийти к согласию по бюджету и по повышению планки долга, существуют различные государственные механизмы, позволяющие избежать кризиса. В частности, президент вправе своим решением запустить определенные правительственные механизмы, компенсирующие отсутствие согласия Сената".

Читайте также: Слава доллара рублю и даром не нужна

"Пока все складывается так, что доллар, вероятно, при любом развитии событий будет востребованным защитным активом", — уверен аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко. — Любое решение политиков США приведет к снижению страновых рисков и укреплению доллара. Например, для России и её граждан дефолт США (если он произойдет) будет означать снижение стоимости нефти, и, как следствие — рост доллара по отношению к рублю". Так что в среднесрочной перспективе не стоит спешить избавляться от американской валюты.

Вместе с тем, как мы помним, на надежность доллара влияет и экономическое самочувствие США. А вот здесь есть свои трудности — и от них разом не избавиться одним согласием между республиканцами и демократами. В частности, как бы ни парадоксально не звучало, но те же внешние заимствования, в которых так заинтересованы международные инвесторы, давят на американскую экономику, и без того заваленную грузом проблем. Все же ситуация, когда одна экономика и одна валюта безраздельно господствуют в мире, не нормальна, и многие эксперты это чувствуют. Так, Михаил Хазин, побывавший на состоявшемся в начале октября родосском форуме "Диалог цивилизаций", пишет: "Те участники, которые профессионально занимаются экономикой, в один голос говорят, что до обвала остались не годы, а месяцы, а то и недели".

Ну, недели или месяцы — а на всякий случай не мешало бы прислушаться к мнению старшего аналитика Национального рейтингового агентства Максима Васина, в интервью ИА "Росбалт" порекомендовавшего россиянам "перевести сбережения в реальные ценности: землю, недвижимость, золото и товары длительного пользования". Даже если собственно дефолта США сейчас и не произойдет, авторитет доллара, по мнению ряда аналитиков, сильно подорван участившимися в последнее время разногласиями внутри американской элиты. А в отсутствии иной надежной валюты для обычных людей нет ничего надежнее, чем держать средства поближе к себе, и желательно в таких активах, которыми можно пользоваться здесь и сейчас без каких-либо посредников.

Автор Илья Никонов
Илья Никонов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить