«Страшный суд» в музее

Рабочий-ремонтник Александр Мухин влез на стремянку, недобрым словом поминая про себя негодную краску, от которой пузырями вздулась вся стена коридора чердынского музея Истории веры. После первого же взмаха шпателем от стены отвалился целый крашеный пласт, и под ним... Открылся холодный безжалостный взгляд Христа!

К находке бросились все находившиеся поблизости во главе с директором Чердынского краеведческого музея Светланой Пьянковой. Именно она и определила библейский сюжет фрески — это был «Страшный суд», долгое время считавшийся утраченным.

Из истории: Успенская церковь была построена на месте упраздненного в 1794 году женского монастыря. Годы борьбы с «опиумом для народа» без потерь ей пережить не удалось — многочисленные фрески, иллюстрирующие жизненный путь Иисуса Христа, местные атеисты старательно затерли и замазали штукатуркой, а здание храма утратило многие уникальные архитектурные элементы, в том числе и купола с крестами.

Второе рождение церковь пережила, когда в 2000 году в ее стенах был открыт музей Истории веры. Тогда над внутренними стенами здания тщательно поработали профессиональные реставраторы из Златоуста. Были открыты многие сохранившиеся фрагменты росписи, но «Страшный суд» найти так и не удалось — заштукатурены и замазаны стены были более чем качественно, этот слой буквально намертво въелся в кирпич стен.

Кстати, сегодняшний директор музея Истории веры Марина Ветчакова знала о существовании этой фрески еще с раннего детства — настолько сильно врезались в ее память страшные картины грядущей гибели мира... Имеется упоминание об этой росписи и в старинных источниках, повествующих о чердынских храмах.

По версии известного пермского историка Георгия Чагина, многие годы отдавшего изучению исторического прошлого Чердынского края, автором изображения, относящегося к концу ХIХ века, стал иконописец Сафонов. Марина Ветчакова склонна приписать эту работу иконописной мастерской Федосеева.

Верх фрески, в отличие от других, украшающих экспозиционный зал музея, сохранился отлично, но ее нижней части попросту нет — очевидно, когда-то вошедшие в раж богоборцы соскоблили ее полностью. А до верхнего изображения не дотянулись — руки оказались коротки, в буквальном смысле этого слова.

Сегодня посетители музея уже могут собственными глазами увидеть творение чердынских иконописцев.

 

Александр Боровков

«Пермские новости»

Обсудить