Дед Башмета пел на слух скрипичный концерт Мендельсона

Юрий Башмет недавно дал в Киеве замечательный концерт в Национальной опере. Этот год — юбилейный для блистательного альтиста. Во Львове к его пятидесятилетию музыковед Ирина Чернова-Строй издала книгу "Юрий Башмет — грани совершенства". Интереснейшее исследование феномена личности Башмета, к сожалению, невозможно купить в Киеве. Говорят, весь тираж увез в Москву сам альтист. Но у читателей "Ведомостей" есть возможность перелистать несколько страниц биографического бестселлера.

На фоне бесчисленных, но весьма поверхностных и попсовых по своей сути жизнеописаний известных людей эта книга являет собой уникальное культурологическое событие (издательство "Пирамида"). Автор называет ее мультистилистической: исследование, анализ, философия, уникальные библиографические сведения и редкие фото переплетаются с беллетристикой. А если учесть, что это первая книга о Башмете вообще (не считая его собственных воспоминаний "Вокзал мечты") с мизерным тиражом в 600 экземпляров, из которых 500 уехали с Башметом, то можно говорить о настоящем раритете. Автор писала книгу, не контактируя с Башметом, но прекрасно ориентируясь в его музыкальных записях и в уникальном архиве, собираемом отцом альтиста — Абрамом Башметом, живущим во Львове.

Работу над этим подробнейшим архивом Абрам Борисович начал 30 лет назад, еще до того, как широкой общественности стало понятно, что его Юрочка — незаурядная личность. Со слов Абрама Башмета, этого Леопольда Моцарта современности, написана одна из важнейших глав книги — "Поклон матери".

У Ирины Черновой-Строй готов и украиноязычный вариант книги, ничуть не уступающий русскоязычному. Но, видимо, к такому повороту событий наш книжный рынок не готов даже теоретически. Хотя сам Ю. Башмет написал автору: "С благодарностью и восхищением. Браво!" Вот был бы роскошный PR нашему книжному рынку, если бы на презентацию украинской версии книги в Киев приехал Башмет. Во Львове презентация русскоязычной версии уже прошла во Дворце Потоцких в присутствии Ю. Башмета. Но, как водится, осталась незамеченной отечественными СМИ.

"Под таким уж небом и под такой уже звездой возник этот город, что как-то невольно рождается здесь стремление к прекрасному..." Эти слова принадлежат историку и поэту, бургомистру Львова XVII века Юзефу Бартоломею Зимовичу. Вот в таком городе (наиболее известными уроженцами которого считаются Леопольд Захер-Мазох, Григорий Явлинский, Анжелика Варум, Роман Виктюк) с 1958 по 1971 рос, учился, хулиганил и вбирал мистический дух этого особенного места Юрий Башмет.

Именно здесь мама — Майя Кричевер-Башмет — учительница-филолог (светлой памяти которой посвящена эта книга), на концерте в филармонии сказала маленькому сыну, указывая на музыкантов симфонического оркестра: "Вот и ты, когда станешь взрослым, тоже будешь сидеть на сцене". На что Юра ответил: "Нет, мама, я всегда буду стоять".

Дед Башмета любил петь и танцевать. Именно он привез внукам пианино и электрогитару. Своего любимца Юру он баловал, посылая деньги даже после окончания учебы со словами: "Консерваторию он кончил, а кушать он не кончил..." Другой дедушка мог по слуху спеть скрипичный концерт Мендельсона, а бабушка Циля училась в консерватории по классу вокала. Другая бабушка — Дарья Шапченко — прекрасно знала и пела народные гуцульские песни.

Отец, Абрам Башмет, предоставивший для книги уникальный семейный архив, был инженером. Обладатель баритона, он с удовольствием пел оперные арии и старинные романсы. Со своей женой, будущей матерью музыканта, тоже страстной поклонницей искусства, он познакомился в театре-студии.

В семье уже рос сын Евгений, и матери, у которой было больное сердце и диабет, врачи запрещали рожать. Но она сказала: "Может, это будет необыкновенный ребенок, а я загублю талант..." И решилась. "Мама! Она была мудра и своей любовью вложила в меня уверенность, что у меня что-то получится", — говорит Юрий. После одного из его концертов во Львове, когда ему никак не удавалось погрузиться в импровизационное состояние, которое может в конце концов привести к вдохновению, мама сказала: "Знаешь что, дорогой, ты вырос в настоящего мастера, прекрасно играешь, мне очень понравилось. Тебя мучает, что не было вдохновения. Но этого не может быть каждый день в каждом концерте"...

Юра рос веселым, гармонично развитым ребенком: играл на скрипке, альте, гитаре, электрогитаре, фортепиано, ударных. Увлекался прыжками в воду, фехтованием, катался на коньках и велосипеде, в совершенстве овладев такой дворовой премудростью, как езда на велосипеде задом наперед. Уже будучи мировой знаменитостью, Башмет поспорил на бутылку коньяка с одним режиссером-документалистом, что после концерта проедет "задом". Режиссер пытался доказать, что музыканты, мол, с детства живут какой-то рафинированной жизнью и всякие уличные приключения им вовсе не знакомы. Дело происходило в Антверпене, городе тюльпанов, сыра и велосипедов. Юрий Башмет должен был играть там премьеру симфонической сюиты "Стикс", посвященной ему композитором Гией Канчели.

После премьеры Башмет с огромной охапкой цветов вышел на улицу, где его уже поджидал режиссер с бутылкой. Юрий Абрамович подбежал к первой попавшейся велосипедистке: "Девушка, все цветы — ваши, только одолжите мне ненадолго ваш транспорт!" И лихо промчался дворовым стилем на глазах у проигравшего режиссера. Этот спортивный подвиг снял на свою камеру Гия Канчели, только что записавший первое исполнение "Стикса". Но только оператор-композитор допустил какую-то ошибку, и при просмотре пленки выяснилось, что вместо так трудно давшегося ему финала трагичнейшего "Стикса" (в греческой мифологии — река в царстве мертвых) на пленке лучший альтист мира лихо едет задом наперед...

В юности он был поглощен джазом и легкой музыкой. С этим репертуаром они с братом даже выступали перед публикой. Позднее он стал играть в известной джазовой львовской группе Мирослава Скорика "Веселые скрипки". Объездив всю Украину, он слыл здесь популярным... гитаристом. Была и рок-группа: "Свой первый рок-коллектив я организовал еще во Львове, и, надо сказать, наша группа была довольно популярна. Кстати, я и альтом-то занялся именно из-за рока. Несколько больший по размеру и более низкий по звучанию альт долгое время оставался в тени, уступая почетное место не только скрипке, но и виолончели. Мне казалось, что, занимаясь на альте, я смогу больше времени уделять гитаре. Но классическая музыка все же взяла верх". Кстати, именно в этот период, когда Башмет играл на гитаре песни "Битлз", длинные волосы были в моде. Они остались у него такими и поныне.

В гостеприимный дом на узенькой львовской улочке любили приходить друзья детства и юности, а впоследствии — выдающиеся коллеги Мстислав Ростропович, Гидон Кремер, Олег Каган. Здесь, например, Святослав Рихтер вкушал особенную икру из баклажанов. Ведь мама Юры Башмета была прекрасной хозяйкой и рукодельницей. Именно она придумала пришивать под левым плечом пиджака лоскуток, чтоб не протиралась ткань от постоянного трения с инструментом. А через много лет известный кутюрье прислал в подарок Башмету концертный смокинг с маминым изобретением...

Во Львове — а впоследствии и в Москве — у молодого музыканта были великолепные учителя, профессиональная "родословная", восходящая к выдающемуся скрипачу и дирижеру Леопольду Ауэру. Юрий Башмет не только сделал альт королем музыки, открыв новые возможности этого инструмента для композиторов ХХ-ХХI ст., но и сам является новым типом исполнителя-универсала, идеальным воплощением homo ludens (человека играющего). Открыв миру альт как солирующий инструмент, Башмет стал первым в мировой исполнительской практике, кто дал сольные альтовые концерты в крупнейших концертных залах мира: Карнеги-холл в Нью-Йорке, Концертгебау в Амстердаме и Барбикан-холл в Лондоне, в Берлинской филармонии и на сцене театра Ла Скала в Милане, в Большом зале Московской консерватории и Большом зале Ленинградской филармонии. Юрий Башмет увенчан всевозможными званиями и наградами. Для него и его чарующего альта написано 38 концертов, в том числе великими композиторами современности: С. Губайдулиной, Э. Денисовым, А. Шнитке, М. Таривердиевым, А. Эшпаем, Г. Канчели, Д. Тавенером.


Наталья Тимуршаева, "ВЕДОМОСТИ"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комитет Генассамблеи ООН по социальным, гуманитарным и культурным вопросам принял проект резолюции Украины о ситуации в области прав человека в Крыму. 

ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Комментарии
Варшава уговаривает европейские страны отказаться от российского газа
Тайна "Прометея": куда направлен ЗРК С-500
Исламисты захватили оружие, поставленное Россией сирийским военным
Новый пресс-секретарь Шойгу "взорвала" соцсети
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России
Олег Денисенко: Высокоточное оружие позволяет дать адекватный отпор Украине
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Владельцев СМИ признают неблагонадежными из-за родственников за границей
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Исламисты захватили оружие, поставленное Россией сирийским военным
Боевая подводная лодка "Сан-Хуан" пропала у берегов Аргентины
Исламисты захватили оружие, поставленное Россией сирийским военным
Уфолог разгадал план КНДР — взорвать США через вулкан
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
Сестры из США, предсказавшие 11 сентября, дали прогноз на 2018 год
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Как воевать с "Черными дроздами"