Встреча в Минске - успех дипломатии Путина

Минский саммит оставил двоякое впечатление своей помпезностью и завуалированной неопределенностью. Не случайно ни в одном СМИ о нем нет более менее вразумительной статьи, подвергающий аналитическому обзору достигнутые соглашения.

В чем здесь причина? То ли интерес к делам Содружества кажется ничтожным по сравнению с тем, что происходит внутри страны, то ли кулуарный характер переговоров не дает пищу для пишущих умов, а может сами по себе результаты, состоявшейся встречи столь ничтожны, что не заслуживают внимания. Попробуем разобраться.

Безусловно, сама по себе состоявшая встреча участников Содружества, пусть и далеко не в полном составе заслуживает особого внимания.

По сути дела новый президент России принимал на себя бремя правления старым возом, под названием СНГ. Аналитикам было интересно, как он себя поведет, что скажет, с какими инициативами выступит. Для серьезных политологов не вызывает сомнения целесообразность существования СНГ.

Политические критиканы из лагеря младодемократической шпаны не в счет, их период безумного правления на данном этапе закончился. Даже в нынешнем своем аморфном состоянии подразделения Содружества, будь то Таможенный союз или Договор о коллективной безопасности, приносят свои пусть и незрелые, но все же плоды.

Еще более очевидно, что механизм взаимодействия стран СНГ давно нуждается в радикальном реформировании, а само Содружество переживает кризис - братские страны все дальше отдаляются друг от друга, независимые президенты все чаще предпочитают пользоваться двусторонними договорами, нежели решать свои задачи в рамках единой международной организации. СНГ явно не хватает воли, для того чтобы выбраться из своего нынешнего положения. Поэтому взоры народов Содружества с самого начала были обращены на нового президента России, на него же возлагались и основные надежды. Ведь какая страна, если не Россия способна предложить объединяющую всех идею и подкрепить ее своим политическим и экономическим весом. Но как показали дальнейшие события, упования Евразии были напрасными. Путин оказался не готов предложить ничего конструктивного.

Будем надеяться пока. Сейчас все его усилия сосредоточены внутри страны, а на СНГ попросту не хватает ни времени, ни ресурсов, в том числе и интеллектуальных. Видимо, исходя из этих причин, в штабе Путина было принято решение заморозить состояние, сложившееся на постсоветском пространстве в его нынешнем виде. Единственной существенной поправкой, которую внесли кремлевские аналитики в план формирования новой политики России в отношении СНГ, было желание наглядно продемонстрировать, что в экономическом смысле Россия больше не желает идти на экономические уступки, если они не связаны с ответными шагами со стороны своих партнеров. В то же самое время в Кремле не могли не отдавать себе отчета, что подобная демонстрация может выбить последнюю подпорку из шаткого фундамента СНГ, после которой то окончательно развалится. Отсюда, в качестве заменителя путинский штаб предложил реанимировать идею о коллективной безопасности и вообще напирать на выгоды военно-технического сотрудничества.

Благо, что исламский терроризм наступает, и защищаться от него в одиночку становится все труднее. В общем, не бог весть какой лакомый кусок, но, тем не менее, - на безрыбье и рак рыба. Не случайно на протяжении всего саммита из российского стана неслись воинственные выкрики, направленные в основном в сторону афганских талибов, желание, наказать которых иногда переходило пределы разумного.

Другая задача, которую явно ставили в Кремле, заключалась в поддержании реноме минского саммита: Таможенного союза и прочих двусторонних и многосторонних образований. Здесь тактика требовала принятия совместных документов, без которых не может обойтись ни один более-менее приличный слет главных государственных начальников, поскольку без договорной базы эти встречи теряют всякий смысл. Вот тут, похоже, возникала главная загвоздка.

Подписание документов предполагает инициативу, а, следовательно, требует предварительной проработки документов и хоть какой-нибудь концепции дальнейшего развития. Но, во-первых, такой концепции, судя по всему, еще не создано: лучшие умы заняты в написании экономической программы и на полях реформирования федерального устройства страны. Во-вторых, подобная инициатива сама по себе уже входит в противоречие с отмеченным выше желанием заморозить ситуацию в ее нынешнем виде.

Глубоко подумав, в Кремле решили ничего на данном этапе не изобретать и пока обойтись старыми наработками. Тем более, что у России есть, вполне, уважительная причина: президент новый - в курс проблем войти еще не успел. Отсюда был придуман маневр, который у домохозяек называется перекладыванием старого белья в новую корзину, а у одиноких молодых людей «сухой» стиркой. Кто не знает, это когда из грязного белья выбирают самое чистое. Короче, уже существующему Таможенному Союзу было решено придать новый статус - международной экономической организации - по типу ЕС. На основе, уже имеющегося Договора о коллективной безопасности, соорудить консультативный орган – Совет безопасности Договора о коллективной безопасности и т.д.

Для внушительности предприятия, а еще, для того чтобы другим было обидно, предложили наделить себя привилегиями по отношению к государствам, не являющимся членами данного договора. На том и договорились. А президенты России, Белоруссии, Армении, Киргизии, Казахстана и Таджикистана сделали радостный вид, что все так и было задумано.

А что еще оставалось? Правда, чтобы не портить себе обедни, реальные хозяйственные вопросы президенты переложили на своих премьеров. Те о чем-то договаривались, но, как и следовало ожидать, так, почти ни к чему конкретному и не пришли. Чувствуя откровенный информационный голод в освещении проблем минской встречи, администрация Путина основное свое внимание направила на дискуссию о реальности, необходимости и обоснованности нанесения бомбового удара по афганским талибам, которое заранее озвучил помощник президента Сергей Ястржембский.

Поочередно заявления на эту тему делали дипломат Игорь Иванов, ракетчик Игорь Сергеев и прочие. Попутно, как уже писала «ПРАВДА On-linе» в Кремле подобными заявлениями преследовали цели несколько иного - больше геополитического - характера. Воинственную тему поддержал и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Понимая, что в вопросах экономики от российской делегации ничего на этот раз добиться не удаться, он вытащил из своих закромов идею укрепления границы с НАТО, которая будет строиться на основе белоруской армии, вооруженной российской техникой. В Кремле эту тему радостно подхватили, но развивать не стали. Так с грехом пополам вроде вышли из ситуации.

Статус-кво с дружественными странами соблюли, межгосударственные документы подписали, конкретного наполнения благополучно избежали, дополнительного экономического бремени на себя не взяли, и т.д. Пресса молчит, критики никакой, заграница по-прежнему решает, кто такой Путин. Сработали - на пять баллов.

Дамир ЖАМАЛЬДИНОВ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить