Начальство совершило экскурсию в Метро

30 января в Московской метрополитене состоялось выездное заседание Комиссии по нормативной базе городской инфраструктуры Московской городской Думы.

Поводом для заседания, в котором приняли участие представители Управления транспорта и связи, Управления городского заказа, Департамента государственного и муниципального имущества, специалисты Метрополитена, послужила проверка Контрольно-счетной палаты использования городской собственности ГП «Московский метрополитен». По словам председателя Комиссии Андрея Широкова, в ходе этой проверки КСП предстояло выяснить, существуют ли у Метрополитена дополнительные источники средств, благодаря которым он смог бы покрыть выпадающие доходы от перевозки льготных категорий пассажиров. По мнению палаты, несмотря на то, что Метрополитен имеет дополнительные доходы от размещения рекламы, сдачи в аренду нежилых помещений и предоставления права торговли на своей территории, общий доход от этих видов деятельности составляет всего 2,6% от общей суммы доходов и покрывает только 2,8% расходов столичной подземки. По мнению КСП, несмотря на то, что эти доходы могут достаточно значительно возрасти, покрыть убытки метро они не помогут.

Как заявил заместитель руководителя Департамента государственного и муниципального имущества Владимир Авеков, Метрополитен управляет предоставленной ему городской собственностью (напомним, что метро передано в собственность Москвы в 1991 году) весьма успешно. При этом КСП отметила, что у метро есть возможность увеличить доходы при изменении тарифов на предоставление сторонним организациям нежилых помещений под коммерческую деятельность и площадей для размещения рекламы. Проверка показала, что Межведомственная комиссия по вопросам размещения и эксплуатации предприятий потребительского рынка, призванная регулировать расценки и тарифы, вообще не провела ни одного заседания в прошлом году. Помимо этого, в отчете палаты отмечено, что ЗАО «Метрос Медиа», имеющее эксклюзивное право на размещение рекламы в метро, оказывает услуги по размещению рекламы по стоимости, которая, в пересчете на 1 кв. метр, в 20 - 60 раз превышает стоимость аренды метра площади у метрополитена. Как пояснил генеральный директор ГП «Метрополитен» Дмитрий Гаев, его предприятие получает деньги от рекламного агентства вне зависимости от того, размещена реклама или нет. А кроме того, при предоставлении рекламных площадей, метро не несет никаких расходов, то есть получаемые средства являются чистой прибылью подземки.

Между тем, КСП отметила плодотворную работу Метрополитена по совершенствованию системы оплаты проезда на метро. Так, только в период с сентября 1999 года по сентябрь 2000 года число платных пассажиров увеличилось на 94 млн. человек или на 8,4 процента, при этом доходы от перевозки пассажиров выросли за этот же период на 20 процентов и составили 306,1 млн. рублей. Руководитель метрополитена рассказал об эксперименте, проведенном в одном из округов столицы. Школьникам были выданы персональные транспортные карты. Оказалось, что вместо заявленных 37 тысяч учащихся (столько продавалось проездных школьных билетов) реально воспользовались ими только 18 тысяч. Поэтому, перевод школьников и студентов столицы на персональные карты позволит, скорее всего, значительно увеличить доходы метро, а, кроме того уменьшить расходы городского бюджета на социальную помощь.

Недавно в метро создана специальная служба контроля за выполнением правил пользования метрополитеном. Она будет не только следить за правильностью использованием льгот, но бороться с бомжами и несанкционированной торговлей. Ее работа призвана не только увеличить доходы метро, но и повысить комфортность пользования этим видом транспорта.

Из-за того, что 49 процентов пассажиров метро являются льготниками, сумма ежегодных доходов, недополучаемых метрополитеном при перевозке льготных категорий пассажиров, оценивается на сегодня в сумму 4 млрд. 844 млн. рублей. Поэтому, по словам Дмитрия Гаева, с 1996 года метрополитен не получал прибыли. Совместно с федеральными властями проводилась работа по созданию проекта закона об упорядочивании предоставления служебных льгот и компенсации транспортным компаниям выпадающим доходов. Однако, она не была закончена и документа до сих пор нет.

Состояние Метрополитена постепенно ухудшается - проверка КСП отметила «старение» значительной части производственных фондов метрополитена. В частности износ вентиляционных систем составляет 87,6 процентов, канализационной сети - 84,4 процента. Более того, отмечается ежегодное трехпроцентное увеличение доли полностью самортизированных основных средств в составе производственных фондов. Так, доля полностью самортизированных машин и оборудования в их общей стоимости по состоянию на 1 января прошлого года составила 27,2 процента. По мнению Д.Гаева, необходимо ежегодно вкладывать 1,3 млрд. рублей, для того, чтобы в течение четырех лет удерживать ситуацию с техническим состоянием метро в нынешнем состоянии. Это позволит сэкономить на эксплуатационных расходах в течение этих лет 1 млрд. рублей.

По мнению депутатов МГД, ситуацию с техническим старением метрополитена, скорее всего, придется решать за счет городского бюджета. При этом, по мнению Андрея Широкова, ГП «Метрополитен» необходимо разработать пятилетнюю программу восстановления столичного метро, которую нужно вынести на обсуждение правительства столицы. Одновременно с этим, стоит разработать проект столичного закона, которым бы регламентировалось пользование метрополитеном льготниками.

Любовь ФОМИНА, пресс-центр Мосгордумы.

Обсудить