Срезали...

Сегодня в России праздник национальной гордости. Как после рейда десантников на аэродром в Слатине. Потом придет похмелье. Пакостное, беспомощное состояние вчерашнего героя, сразившего все ветряные мельницы, и теперь стоящего в драных портках посреди картофельной ботвы. Ведь пропил, все пропил...

Доказали ли мы американцам безусловное преимущество наших истребителей перед их ПВО? Не думаю. Даже надеюсь, что не доказали. Потому что именно сейчас в Конгрессе идут дебаты по поводу целесообразности серийного производства истребителя пятого поколения F-22 Даже для США это очень дорого.

Сегодня защитники перевооружения американской истребительной авиации самолетами пятого поколения получили дополнительный козырь - у русских есть машины, превосходящие по качеству те, что сегодня стоят на вооружении ВВС США.

У нас тоже обсуждается военный бюджет. Конфликт между Комитетом Госдумы по промышленности и Генштабом по поводу расходования обнаружившихся дополнительных ресурсов перешел в открытую фазу. Начальник Генштаба Квашнин препятствует рассмотрению постатейного военного бюджета в специально для этого созданной Комиссии Госдумы под предлогом секретности, несмотря на то, что сопредседатели этой комиссии по должности входят в Военно-промышленную комиссию Правительства РФ, то есть имеют прямой доступ к информации, которую Генштаб решил "секретить".

На самом деле задача стоит другая - исключить единственную представляющую сегодня интересы ВПК структуру из обсуждения оборонного бюджета, что позволит свести на нет расходы на НИОКР, на высокотехнологичное производство. А деньги бюджета целиком пустить на текущие расходы Минобороны.

Теперь сторонники позиции Генштаба получили "неубиенную" карту - наши Су-24 и без того самые-самые. От добра - добра не ищут. Работы по новой "суховской" машине Су-37 можно по-прежнему оставить на попечение самого АВПК "Сухой", то есть, без бюджетного финансирования обречь на медленное угасание. Работы на МИГе по созданию истребителя пятого поколения вообще можно прекратить- а зачем, когда и четвертое поколение приводит в панику экипах авианосца? В доказательство - сто пар обделанных матросских подштанников made in USA.

Зато известна проблема с налетом у отечественных асов. Надо побольше "горючки", чтобы на наших суперзамечательных Су-24 тренировались все новые и новые поколения пилотов.

В свое время был зафиксирован куда более показательный инцидент. В долине Бекаа сирийский МИГ-21, сильно устаревший к тому времени, сбил сразу два суперсовременных тогда F-14. Если бы советские стратеги ВПК проявили в то время аналогичную нынешним глубину мышления, не видать бы СССР не то что МИГ-29, а и МИГ-25. А зачем, если самолет второго поколения запросто сбивает два истребителя четвертого?

Слава Богу, никто не стал делать далеко идущих выводов из случайности - в узкой долине МИГ-21 неожиданно оказался в хвосте у звена F-14. Повезло.

Выводы сделали в США, усилив финансирование работ по системам обнаружения.

Сегодня все как один специалисты в области оборонных исследований дают одну и ту же рассчетную величину 2005-2007 год - год, когда армаде из нескольких сотен истребителей США пятого поколения России нечего будет противопоставить, кроме морально и физически устаревших машин поколения-4. То есть Россия будет не в состоянии обеспечить превосходство над потенциальным противником уже в собственном воздушном пространстве.

Россия и так уже не успевает с модернизацией своих ВВС. Единственной ее надеждой на переходный период, когда в обороне воздушного пространства страны образуется провал, является некоторое превосходство в наземных системах ПВО.

Но и здесь лихая "победа" наших пилотов ставит страну в весьма сложную ситуацию - как раз сейчас идет "драчка" за будущее систем ПВО. "Экспортное" лобби настаивает на производстве уже зарекомендовавшей себя на внешних ранках системы С-300 ПМУ, однако малопригодной для российского театра военных действий, модернизации стоящих на вооружении стран третьего мира допотопных систем "Печора" и сворачивании НИОКР по линии новых систем, включая С-400. Другая сторона настаивает на производстве и закупке Минобороны систем С-300 в модификации под российские условия и продолжении работ по созданию новых линий систем ПВО.

Естественно, демонстрация "беспомощности" американских ПВО сильно укрепляет позиции сторонников экспортного пути и консервации успехов. Складывается впечатление, что американцы просто "сыграли в поддавки". Либо все это вообще было предметом взаимной договоренности... подлецов с дураками.

Ближайшие годы вообще будут демонстрировать беспрецедентный рост военных расходов США. Напуганные агрессивностью нового российского руководства, конгрессмены станут куда сговорчивей в вопросах финансирования американского ВПК. Только система ПРО потребует за 8 лет около 500 миллиардов долларов, что даст США не только гарантию от прорыва слабеющей на глазах группировки Стратегических ядерных сил РФ, но и приведет к небывалому технологическому рывку во всех отраслях промышленности.

На этот период США будет необходим враг. Легко догадаться, что этим пугалом в очередной раз станет Россия, тем более, что "новые кремлевские" эту роль исполняют охотно и вполне натурально. Экономическая конъюнктура для России будет в этот период достаточно благоприятна, можно позволить себе обновление реального сектора экономики, структурные и технологические преобразования, пусть не в том масштабе, как в США, но вполне ощутимо позволяющие стать мировой державой 21-го века.

Однако на этом пути стоят две непреодолимые, исконно российские преграды. Одна из них - дороги...

Автор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить