Серебряное сечение Петербурга - 9 октября 2002 г.

В Москве 18 октября открывается выставка петербургской фотохудожницы, посвященная, конечно же, трехсотлетию Петербурга.

 

 Хотя об этом можно было бы и не писать, потому что и так очевидно – любое движение в Петербурге, в том числе и художественное, сейчас приурочивается к трехсотлетию вне зависимости от реального отношения к юбилею, направленности и художественно исторического контекста.

 

 Работы Надежды Кузнецовой имеют отношение к Петербургу, вне зависимости от его возраста, потому что в них отображается город без времени город, вечный как Рим которого с одной стороны. давно нет, а другой стороны, ирреальный древний Рим – куда более настоящ и реален чем Рим современный. Так же и Петербург Кузнецовой…

 

 «Серебряное сечение» объединяет три серии. Первая серия «Тени города» составлена из рисунков кистью по фотобумаге. Вторая — «Мокрый город» — представляет собой фотографию, «ретушированную» кистью. Третья, давшая название всей выставке, состоит из фотографий, выполненных в особой, «процарапанной», манере.

 

 Каждая из серий по-своему решает взаимоотношение графики и фотографии, а проект в целом ставит под вопрос идентичность фотографии. Но это не формальный поиск, скорее дерзкое и эмоциональное движение художницы навстречу «конкурирующему» жанру. Последовательный переход от графики к фотографии, обнажает и одновременно сглаживает их противостояние. Графические образы города отличаются не только авторским, рукописным соотношением объемов, но и «консистенцией»: они словно бы лишены микроструктуры, потому кажутся бесплотными. Воздух же «настоящих» фотографий наполнен то ли неприметными для обычного взгляда существами, то ли атмосферными эффектами, то ли призраками сна. «Тени города», невесомые и необъективные рисунки, как ни странно, оказываются более реальными. Фотографические же серии напротив, представляются чистым порождением фантазии.

 

 Валерий Савчук назвал концепцию серии «Тени города» «фотографией фотографии». Действительно, это взгляд поверх фотографии: ее агрессивная точность подрывается иронией художницы, беззаконно завладевшей серебром. Линия, отображающая движение руки, — знак рукописный, задающий графический образ. И даже процарапанная линия присутствует в фотографии, светописи, как отсылка к рисунку, как уступка. Царапины серии «Серебряное сечение» вносят в нее элемент повествования, придают ей характер легенды — например, о перилах или о превращении в вазу.

 

 Работы Надежды Кузнецовой едва ли уместно называть революционным; ее проект не имеет ничего общего с захватом, покорением или апроприацией. Он не вызывают раздражения ни зрителя, ни фотографического сообщества, так как развивается не вопреки границам, но благодаря единству — видения, творчества, мира художницы. И столь разные по технике исполнения серии уживаются, вызывая чувство состоявшейся встречи.

 

 Выставка проходит под эгидой «Артколлегии», Министерства культуры РФ и Импэксбанка. Это вторая экспозиция программы «Мастера», проходящая в честь 300 – летия Санкт-Петербурга.

 

 Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить