Александр Горобец: у министра внутренних дел Украины спросили: “есть Ли у Вас пистолет и честь”? Репортаж из Верховной Рады

Сегодня с самого утра в Верховной Раде настоящая буря. Большая группа народных депутатов требует немедленного рассмотрения вопроса об инциденте, происшедшем в минувшую пятницу в аэропорту Борисполь, когда против народных депутатов, членов парламентской следственной комиссии применили спецгруппу неизвестной принадлежности. Они, попирая все нормы этики и морали, изъяли и уничтожили видеозапись, сделанную по поручению высшего законодательного органа страны. На ней были записаны свидетельства бывшего офицера СБУ Николая Мельниченко, осуществившего сбор материалов о преступной деятельности высших государственных чинов, во главе с президентом.

Руководство парламента, под руководством спикера Ивана Плюща, всячески старалось препятствовать этому. Но депутаты были непреклонны. Они требовали разобраться со всем. Немедленно, всем составом Верховной Рады, просмотреть привезенную в Украину окольными путями видеозапись. Пригласить для дачи объяснений по поводу происшедшего – председателя Таможенного комитета Ю.Соловкова, министра внутренних дел Ю.Кравченко, председателя Службы безопасности Украины Л.Деркача, Генерального прокурора М.Потебенько. Включить прямую трансляцию заседания парламента по радио и телевизионным каналам.

И.Плющ отпирался по-детски, но с напускной серьезностью в голосе – дескать, нет телевизора, нет видеомагнитофона, нет переносных шнуров. Перепалка длилась до обеда. Все-таки, просмотрели видеокассету.

Изображение было четким, слышимость хорошая. 24 минуты в сессионном зале стояла мертвая тишина. А когда офицер Николай Мельниченко в конце заявил, что он давал присягу не кому-то конкретно, а Украине, парламент взорвался бурными аплодисментами.

Около двух часов на трибуне ответы давали: генпрокурор, главные таможенник и милиционер, руководитель СБУ. Как потом сказал один из народных депутатов, это было наглое вытирание ног о парламент. Когда на трибуне был один руководитель ведомства, он посылал обращаться к другому. Тот, в свою очередь, перекладывал на третьего. Мол, обращайтесь к нему. А Плющ напоминал: “регламент, регламент”, или просто давал команду: “отключить микрофон”.

Но накал страстей был неописуем. В ход шли и непарламентские выражения. Всплыл случай, когда министр внутренних дел Ю.Кравченко во время официального приема дипломатического корпуса угрожал расправой уполномоченному по правам человека при Верховной Раде Нине Карпачевой. Пана Кравченко, когда он был на трибуне, спросили, было ли подобное. Он ответил, что нет, не помнит.

Его спрашивали, был ли случай, когда он одному из руководителей парламентской следственной комиссии сказал, что если тот не отстанет от него, он вывезет его “в лес и по-ментовски расправится (здесь было употреблено непарламентское выражение)”. На что Ю.Кравченко с циничной насмешкой ответил:

- Мне ваша лексика незнакома…

От него потребовали четко и конкретно ответить, его ли голос на “пленке Мороза” и получал ли он такое задание от Кучмы - организовать исчезновение журналиста Г.Гонгадзе? В ответ пошла словесная эквилибристка, перевод разговора на видеокассету, которая якобы была во время предвыборной президентской гонки (14 месяцев назад) у кандидата в президенты Евгения Марчука. Словом, никто ничего не мог понять. От ответа министр уклонился. Пусть, мол, все докажет экспертиза.

- А обвинить меня может только суд…- заявил министр внутренних дел Ю.Кравченко с парламентской трибуны.

Может быть, поэтому народный депутат Василий Червоний, не в меру горячий и экспрессивный человек, без обиняков спросил у Ю. Кравченко

- А пистолет и честь у вас есть?

Многие ответы руководителя Службы безопасности Леонида Деркача сессионный зал и “верхняя палата парламента” - галерка, где собрались сотни журналистов, встречала оглушительным хохотом и даже свистом. На каком основании созданы новые подразделения в СБУ по слежке за неугодными людьми? Ответ: “такого я не знаю”. На каком основании прослушиваются все телефоны членов оппозиции, премьер-министра страны, отдельных вице-премьеров? Ответ: “такое мне неизвестно, такого нет. Это может подтвердить Генеральная прокуратура”. Многие в зале и на галерке буквально ложились от смеха.

Л.Деркача спрашивают, участвовали ли люди СБУ в операции по захвату народных депутатов в аэропорту Борисполь, изъятию видеокассеты и ее уничтожению. Разумеется, нет. Как и то, что четверо неких людей в штатском, сопровождали парламентариев в самолете от Вены до Борисполя. Эти люди, по утверждению правозащитника, народного депутата Сергея Головатого, отделившись от группы пассажиров, без предъявления каких-либо документов, миновали таможенный контроль, а потом участвовали в изъятии видеокассеты.

Была ли ориентировка СБУ таможенникам на рейс 615 из Вены? Да, отвечает Л.Деркач, была. Имелись, мол, подозрения, что в этом самолеты переправляется крупная партия бриллиантов.

- Но почему их искали в портфелях народных депутатов?

Ответа, как и следовало ожидать, не прозвучало. Как и на вопрос, почему поиски бриллиантов прекратили сразу же после обнаружения видеокассеты.

Л. Деркача спросили, знал ли он майора СБУ, который служил в личной охране президента Украины. И глазом не моргнув, “силовик” ответил: “нет”.

Очень жалкий вид представлял собой руководитель таможенный службы Ю.Соловков. Он так и не смог дать вразумительных ответов на вопросы о том, кто конкретно отдавал противоправное указание якобы таможенникам провести “шмон” у народных депутатов, почему те люди, которые работали под видом работников возглавляемой им контролирующей службы, не реагировали на заявления народных депутатов о нарушении их статуса. Он все повторял, что еще не все ясно, что не закончено служебное расследование.

Его спросили, были ли еще хотя бы раз случаи, когда бы парламентариев досматривали таможенники. Тут Ю.Соловков был вынужден ответить – “нет”.

Генеральный прокурор М.Потебенько не мог вразумительно объяснить Верховной Раде почему по сегодняшний день так и не проведены все необходимые следственные действия по опознанию тела человека, обнаруженного под Таращей. Он заявлял, что все необходимое проводится якобы сегодня. Но ведь позади уже 40 дней! Идет, мол, следствие о нарушении закона таможенниками по незаконному обыску народных депутатов.

Генеральный прокурор признал, что по отношению к трем народным депутатов в аэропорту Борисполь было нарушено законодательство. Степень вины таможенников якобы устанавливается.

М.Потебенько спросили: будет ли возбуждено уголовное дело против Л.Кучмы, министра внутренних дел Ю.Кравченко и руководителя президентской администрации В.Литвина на основании заявления офицера Н.Мельниченко. Генпрокурор ответил, что для этого нужно допросить самого Николая Мельниченко.

В реплике народный депутат Владимир Моиссенко заметил, что “главный заказчик всего беспредела находится вне зала Верховной Рады. Он известен всем. Это Кучма. Он должен дать объяснение парламенту”…

Заседание парламента продолжается.

Автор Александр Горобец
Александр Горобец — журналист, политолог, писатель, собственный корреспондент Правды. Ру на Украине с 2000 по 2002 годы
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить