Смиренное кладбище: могильные "оборотни" наводят ужас на родственников умерших

Уход в мир иной близкого человека — всегда трагедия. Похоронные ритуалы во всех культурах — звено между миром мертвых и миром живых, в котором воедино сплетаются нравственные основы и благодатное поле для бизнеса.
В недавнем прошлом похоронный бизнес у большинства челябинцев ассоциировался с криминалом. И дело даже не в слухах о погромах могил или внешнем виде копщиков могил: основу такого мнения составляла система наличных платежей, а точнее, поборов, которые приходилось платить за все без всяких квитанций и прейскурантов. Родственников умерших понять можно — в тяжелые минуты не до калькулятора и рассматривания чеков. Сотрудников похоронных фирм понимать не хочется.

На кладбищах вряд ли есть книга жалоб и предложений. Про ситуацию в похоронном деле мы тоже говорим редко — вот только если разразится скандал, связанный с именем сенатора, или произойдет очередной акт вандализма. С одной стороны, родственники усопших не знают, в соответствие с какими нормами и законами регламентируется деятельность кладбищ; с другой стороны, власть не знает, как обслуживаются кладбища — обратная связь попросту отсутствует.

На днях в редакцию пришло письмо от молодых людей, готовящихся стать юристами. Ниже мы публикуем их письмо без каких-либо изъятий и исправлений. Для того, чтобы проверить факты, описанные в письме, мы отправили письменный запрос руководству УВД Челябинска. Однако буквально на следующий день редакция получила подтверждение из других источников.

Вот письмо будущих юристов:

Уважаемая редакция!

Пишем Вам потому, что кроме газеты не знаем, куда еще можно обратиться. Мы проходим практику в органах прокуратуры Челябинска и много времени проводим с ее сотрудниками, которые с нами достаточно откровенны. Ваша публикация о финансовых нарушениях в похоронном бизнесе долго обсуждалась в коллективах прокуратур. Всем понятно, кто стоит за "черными" исполнителями, осуществляющими поборы с населения. Но Вы, наверное, не знаете о том, что в городе действует еще один странный гибрид: частная похоронная компания "Память", действующая, почему-то под вывеской МУП "Мемориал".

Рядовые следователи возмущены тем, что любая информация о происшествиях со смертельным исходом, поступающая в дежурную часть УВД Челябинска, немедленно и в первую очередь передается их бывшим коллегам, составившим костяк "Памяти". Понятно, что делается это не за просто так. Эвакуаторы умерших "Памяти" поэтому приезжают на место происшествия раньше всех. Затаптывают следы, до приезда следственно-оперативной бригады: следователя прокуратуры, судебно-медицинского эксперта, оперработников и кинолога, неспешно беседуют с родственниками покойного и очевидцами происшедшего. Их задача чисто коммерческая, подрядиться на оказание платных услуг по захоронению. Им ведь не надо раскрывать возможные преступления. Зачастую они без спроса увозят тело с места происшествия, чтобы неофициально попытаться получить свидетельство о ненасильственном характере смерти у врачей районных поликлиник, без судебно-медицинского вскрытия. Если это им удается, они хорошо зарабатывают на всем этом, не забывая конечно своих информаторов в дежурной части УВД города. Возникла устойчивая совместная подпольная коммерческая деятельность между милицией и похоронщиками.

Знаем, что вопрос недопустимости подобного бизнеса возникал не раз. Прокуратура области грозила пальчиком Лесняку и Эбингеру, но те либо не хотят, либо не могут навести порядок в своей службе. Чтобы не быть голословными приведем несколько фактов из числа тех, что следователи районных прокуратур доводили до своего руководства: 21 мая этого года днем на улице Блюхера 7а -15 умер человек, заявка от родственников поступила по телефону "02" в дежурную часть УВД Челябинска, а оттуда прямиком в "Память", которая в 14 часов самовольно вывезла тело в неизвестном направлении. А на следующий день 22 мая вернула его на место происшествия в квартиру, и как смогла инсценировала место происшествия..

Только после этой фальсификации дежурная часть УВД Челябинска направила на осмотр "места происшествия" дежурную группу. Не знаем, кто был больше поражен милицейским беспределом — следователи прокуратуры или родственники покойного, но судебные медики четко зафиксировали истинную дату смерти. Естественно, что подобная "странная" история с вывозом покойника не прибавила достоверности рассказу очевидцев. Думаю, что убитых горем людей дополнительно травмировали во время допроса недоверием к их рассказам. Аналогичные истории происходят, чуть ли не каждый день. 19 мая в 14 часов из квартиры 36 дома 146 б по улице Танкистов эвакуаторы покойников из "Памяти" вывезли тело, и вернули его на место происшествия только 20 мая. Если милиция уже полностью коммерционализировалась, и там не подрабатывают на стороне только служебно-розыскные собаки, тогда все понятно, но очень противно. Но если за всем этим стоит узкая группа недобросовестных сотрудников милиции, негласно поддерживаемых начальством УВД города тогда другое дело. Тогда понятно, почему частная контора "Память", прикрывается вывеской МУП "Мемориал", которое, как известно, действует под эгидой администрации Челябинска.

Подобная прокурорская практика дала нам студентам юристам многое. Наши иллюзии о бескомпромиссной борьбе с преступностью основательно рассеялись. Зашибание денег, и служебные злоупотребления. Вот сегодняшний подчерк наших правоохранительных органов. И их чистка произойдет, думаем не скоро. Полагаем, что все ограничится одной Москвой. Пусть Вашу газету почитают руководители города и области. Может быть, хоть они поставят на место коммерсантов в униформе.

С уважением будущие следователи прокуратуры Евгений, Сергей и Игорь. Фамилии не подписываем, так как прекрасно понимаем, что если нас опознают, то в "органах" нам уже не работать. Как нам объяснили в первый же день стажировки — "здесь такие правдоборцы не нужны". Будем ждать нового номера газеты, чтобы посмотреть реакцию начальства, если конечно Вы не испугаетесь печатать такое.

СКОЛЬКО СТОИТ ТРУП В БОЛЬНИЦЕ

И вот теперь уже из другого источника у нас появились конкретные сведения о том, сколько в Челябинске стоит труп...

В нашем распоряжении оказалась аудиозапись телефонного разговора, состоявшегося 19.07.03. в 17 часов 54 минуты, между дежурным врачом горбольницы № 5 МСЧ ЧЭМК и диспетчером одной из похоронных фирм:

- Алло.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Это фирма "Мемориал"?

- Да.

- Это Вас из больницы беспокоят.

- Какая больница?

- Горбольница номер пять.

-Так.

- У нас есть труп, работа для Вас...

- Ну?

- Будете забирать?

- Давай.

- Алло.

- Да-да.

- Будете забирать?

- Ну давай, давай.

- Тогда приезжайте через часик...

- Так это...

- Вы уже приезжали...

- Это ЧМС, да?

- Нет. Не ЧМС, это ЧЭМК больница.

- А ЧЭМК, на Российской, конечная остановка трамвая.

- Где он у Вас там находится?

- В реанимации, на втором этаже.

- Второй этаж, реанимация...

- Условия-то Вы знаете?

- Какие условия?

- Ну, Вы же, как там, оплачиваете, что ли...

- Что-что?

- Оплачиваете как-то же ведь...

- Кто сказал?

- Ну, у нас раньше забирали с Вашей фирмы..., что Вы сестре даете сто рублей, и врачу сто рублей. Правильно?

- Кто?

- Ну, не знаю, Ваша фирма "Мемориал".

- Мы оплачиваем?

- Ну, да.

- Ха-ха-ха. За что?

- За предоставление трупа. Ну, приезжайте, ладно...

- Ну, куда его вести-то надо?

- Никуда. Я Вам отдаю его, или, что... Это фирма "Мемориал" правильно?

- Правильно, так что за труп-то?

- Ну, умер больной. В реанимации.

- Так его куда... в морг вести... Вы его, что, на вскрытие направляете?

- А... ну на вскрытие надо...

- Вы-то кто будете?

- Я врач, ладно, это потом. Не надо. Не приезжайте. Я на ЧТЗ позвоню. Алло, не приезжайте, не надо. Алло. Не приезжайте.

Таким образом, оказалось, что в деле о торговле мертвецами замешаны не только работники милиции, но и врачи лечебных учреждений.

Думаю, что последнее еще страшнее. Если врач-реаниматор в процессе оказания экстренной помощи тяжелобольному понимает, что в случае благоприятного исхода он в лучшем случае может рассчитывать только на эфемерную благодарность родственников, то при неблагоприятном исходе ему и его медсестре гарантировано небольшое (по меркам коммерсантов), но твердое вознаграждение в размере 200 рублей. Что он выберет в подобной ситуации? О нищенской зарплате медработников сегодня знают все. Неправда ли, страшненькая стимуляция получается. Да и чем, кроме угрызений совести по ночам рискует доктор? Избитые штампы: "Медицина оказалась бессильной", "Нет нужных медикаментов,... необходимой аппаратуры".

Не всякий, конечно, купится на бесхитростную приманку "похоронщиков". Но тема задана. И она заслуживает того, чтобы стать предметом серьезного анализа в прокуратуре и системе здравоохранения. Хочется верить в Вашу беспристрастность и честность.

Ведь каждый из нас может заболеть...

По материалам газеты "Лидер"

Обсудить