Почему Счетная палата "наехала" на Швыдкого?

Пятница, 13-ое октября, была явно не днем руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого. На коллегии Счетной палаты, которую проводил Сергей Степашин, аудитор Сергей Агапцов сообщил об удручающих нарушениях в работе Минкультуры и ФАККа. Самым впечатляющим эпизодом стало выяснение обстоятельств госфинансирования одиозной исторической фальшивки - фильма «Сволочи».

Ведомству Швыдкого вменяют немало интересного. От непроведения запланированных работ по ремонту крупнейших музыкальных центров Санкт-Петербурга до заключения контрактов на многомиллионные суммы, где "случайно" отсутствует пункт о порядке выплаты исполнителем неустойки при невыполнении контракта.

Но случай со "Сволочами", как не только мы ожидали, превзошел все. Оказывается, один из создателей этой провокационной и оскорбительной для ветеранов войны фальшивки, продюсерский центр "Ритм" (руководители - Данелия и Кушнарев) получили 8 миллионов рублей бюджетных денег "в нарушение порядка и условий оказания государственной финансовой поддержки производства национальных фильмов до включения производства этого фильма в план соответствующих мероприятий".

За несколько дней до заседания коллегии СП в Арбитражном суде Москвы закончилось разбирательство иска руководителя питерского продюсерского центра "Ода" Бориса Костина против ФАККа. Костин в 2005 году подал надлежащее оформленную заявку картины "Владимир и Рогнеда" на участие в конкурсе по господдержке игрового кино и получил удостоверение национального фильма. Его заявка была не то что отвергнута, но даже...не рассмотрена. Суд Костину отказал, потому что выяснил - никаких конкурсов по игровому кино до 2006 года в ФАККе законным образом не проводилось и даже не объявлялось.

Что и следовало доказать - Швыдкой и его кинозамы Александр Голутва и Сергей Лазарук, под видом "конкурсов сценариев", лихо распределяли деньги, в основном, среди своих друзей из киномира. А это, вместе с итогами проверки Счетной палатой, уже попахивает чистой уголовщиной - злоупотреблением служебным положением и ущемлением прав граждан - участников "конкурсов" не из числа друзей.

Как известно, одним из создателей гнусных "Сволочей" значится т.н. "Фонд Ролана Быкова". Его председателем является бывший до февраля 1999 года руководителем Госкино Армен Медведев, который сделал в те годы для "десятой музы" то же, что его со Швыдким кумир Ельцин - для России в целом. Уходил Армен Медведев со скандалом, после череды публикаций в газете "Совершенно секретно", в которых весьма уважаемые люди, в том числе народный артист СССР Василий Ливанов, обвиняли "главначкинопупса" в неблаговидных делах, прежде всего, в распределении бюджетных денег среди своих друзей. Но на место Медведева тут же пришел его друг и ставленник Александр Голутва, темная история про покупку служебной квартиры для которого фигурировала в публикациях "Совсекретно". Михаил Швыдкой - тоже давний друг Армена Медведева, чего особо и не скрывает.

Столь наглое продавливание руководством ФАККа "сволочного проекта" можно было бы этим и объяснить, если бы не одно "но". Как показали расследования журналистов "КП" и "Российских вестей", на момент выделения денег "Сволочам" руководство ФАККа прекрасно знало, что основа сценария - грязная ложь. То, что происходило в нацистской Германии, было приписано СССР, где никаких спецшкол для диверсантов из числа малолетних преступников никогда не существовало (позже это признает и сценарист Фейнберг-Кунин).

Швыдкому и Голутве было прекрасно известно, что для Армена Медведева и курируемого им этнического киноклана главное, как цинично не раз заявлял режиссер Атанесян, прибыль. Не мог Михаил Ефимович не знать, какое тлетворное влияние окажет лживая картина на молодежь, на познание ею исторической правды. Но до сих пор Швыдкой заявляет, что "Сволочи" - это патриотический фильм, а лгун и самозванец Кунин-Фейнберг - "уважаемый ветеран войны и честный художник".

Именно Швыдкой и Голутва планировали включить "Сволочей" в детский конкурс юбилейного фестиваля "Киношок", что прошел в сентябре в Анапе. Лишь протесты общественности, прежде всего, ветеранов войны и педагогов, сорвали это бесстыдство. Сам же "Киношок" оказался не просто провалом, но настоящим позором. Попытки организаторов многодневной гулянки Виктора Мережко и Ирины Шевчук скрыть это успехом не увенчались.

Достаточно почитать репортаж в "Мире новостей" о заключительной пьянке. Там на глазах потрясенного мэра Анапы Пахомова вовсю вальсировали однополые парочки. А председатель одного из жюри Александр Баширов, как пишет газета, будучи в дуплину пьяным, даже стал прилюдно обнажаться - видимо, для того, чтобы на глазах публики совокупиться со своим танцевальным партнером мужского пола из Молдовы.

Но даже при такой буйной жизни жюри "Киношока" во главес Арменом Медведевым выполнило указание побывавшего на открытии первого зама Швыдкого Голутвы - дать призы наиболее достойным картинам. Второй приз "За лучшую режиссуру" достался опусу некоего украинского клипмейкера Алана Бадоева "Оранж лав" за воспевание пресловутого Майдан и "оранжевой революции" на Украине.

Читайте по теме: Касьяновцы довели «Киношок» до позора

Если бы "Оранж лав" обладал хоть какими-то эстетическими достоинствами, то такое решение можно понять. Но до "Киношока" этот фильм провалился везде, а практически все критики, бывшие в Анапе, его разругали. Авторитетнейший интеллектуал, обозреватель "Коммерсанта" Михаил Трофименков написал, что в ленте Бадоева вообще нет никакой режиссуры.

Единственным, кто публично восхищался "Оранж лавом" и тем самым оказывал давление на жюри, оказался Виктор Мережко. Журналисты быстро узнали почему - давний друг Мережко, а ныне политприятель Михаила Касьянова Иван Стариков еще летом не раз восторгался "Оранж лавом" как прекрасной "оранжевой" агиткой для российской молодежи. Тогда же гражданин США и куратор "Оранж лава" Владимир Хорунжий стал возмущаться тем, что "в российских СМИ неправильно и некорректно освещают украинскую революцию", и сообщать, что на продвижение "Оранж лава" в Россию выделены огромные средства (интересно, кем?). При этом он ссылался на якобы симпатии со стороны директора "Первого канала" Константина Эрнста - по словам Хорунжего, именно Эрнст и засветившийся в "голубых" фотосессиях Алексей Чадов будут двигать "Оранж лав" в России.

Читайте по теме: Анапа ожидает гламурную горилку

Присуждение одиозной политхалтуре одного из главных призов на "Киношоке" - яркий пример такого вот "оранжевого" постпродакшена". И опять в темной истории светятся все те же фигуры - Швыдкой, Голутва, Армен Медведев. Как тут не вспомнить обоснованное замечание депутата Госдумы, лидера Российского союза ветеранов Афганистана Франца Клинцевича на "Труд.Ру": "Понятно, что без предварительного политтехнологического сговора между Мережко и Стариковым такое вообще не могло произойти. Но произошло. Такая вот у нас пятая колонна и тонкая оранжевая пропаганда."

Интересно, что во время "Киношока" Армену Медведеву задали вопрос: "Должны ли продюсеры коммерчески успешных картин возвращать деньги, полученные от государства?" "Ну что вы! Я считаю, что государство должно быть меценатом. Это мировой опыт", - не моргнув глазом, ответил один из "Сволочей".

Вот это мило! По логике Армена Медведева и его вышеназванных друзей и учеников, государство должно финансировать фильмы, где перевирается отечественная история, фестивальные попойки, где награждаются антигосударственные фильмы-агитки! В какой стране мира, кроме России, возможно такое? Хотелось бы узнать мнение на сей счет руководителя Департамента культуры и информации правительства РФ Дениса Молчанова, который достаточно долго молчит в этой, ставшей уже совершенно неприличной, ситуации.

Не исключено, что Михаилу Ефимовичу и его окружению хочется возвращения "добрых ельцинских времен" - неслучайно именно Швыдкого Ельцин пригласил в качестве тамады на свой недавний юбилей. Реально возвращение к "свободе и демократии" ельцинского беспредела обещают только Михаил Касьянов и его компаньоны по "Другой России". Поскольку Россия по свободе уже переплюнула всех, кого только можно переплюнуть, никто не мешает снимать "Сволочей" и устраивать гулянки с восхвалением киевского Майдана. Но делать все же это надо "ученикам Армена Медведева" за свои или за спонсорские, а не за казенные.

Как сообщает "Коммерсант", Михаил Швыдкой вроде бы готов прокомментировать итоги проверки Счетной палаты. Было бы логично, чтобы он наконец вместе с Александром Голутвой провел пресс-конференцию, а не скрывался от свободного общения с прессой. "Правда.Ру" уже обратилась с официальной жалобой на имя министра культуры РФ Александра Соколова по поводу длительных нарушений установленных законом правил предоставления информации руководством ФАККа прессе.

А Александр Голутва нам в интервью отказал - и письменно, и устно. Как пояснила пресс-секретарь Швыдкого Наталья Уварова, "он крайне занят". Зато у Голутвы нашлось время побывать на гулянке в честь премьеры фильма Ивана Вырыпаева "Эйфория", полностью провалившегося на фестивале в Венеции и не получившего там ни одного официального приза. Того самого Вырыпаева, что является близким другом известного ловеласа Эдуарда Боякова, который, в свою очередь, является большим приятелем Михаила Швыдкого. Ну а о том, что на премьере "Эйфории" был "друг и учитель" всей этой публики Армен Медведев, стоит ли говорить.
Доколе?!

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить