Анатолий ВАССЕРМАН – об указе Трампа, который дает церквям возможность заниматься политикой

Президент США Дональд Трамп подписал указ, дающий церквям возможность заниматься политикой и поддерживать кандидатов на выборах.

Американский лидер планирует убрать так называемую поправку Джонсона, которая запрещает церквям заниматься политической деятельностью. По словам главы Белого дома, поправка была дискриминацией в отношении христиан и незаконно запрещала им проявлять активность в политической жизни страны. По словам президента, этот указ положил конец атакам на религиозные предпочтения американцев.

Отметим, что, по данным социологических исследований, более 70% американских христиан, в особенности протестантов, проголосовали на выборах за Дональда Трампа. По словам некоторых экспертов, усиление церкви будет иметь влияние на политическую и общественную атмосферу внутри США.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к публицисту, политическому консультанту Анатолию Вассерману.

— Церковь никак не может смириться с мыслью, что она утратила влияние на мировую политику, — и периодически вспоминает свои многовековые притязания на власть. То там, то здесь пытаются продавить возможность церкви воздействовать на выбор людей — даже в светском государстве. Президент США Дональд Трамп подписал указ, дающий церквям возможность заниматься политикой и поддерживать кандидатов на выборах. Чем вы такие притязания церкви объясняете? Не странно ли выглядит, когда церковные деятели отвечают за свою деятельность не перед богом, а перед госструктурами? Не стоит ли им заботиться все-таки о душе человеческой больше?

— Я атеист, и не просто атеист, а автор математического доказательства невозможности и ненужности бытия божьего. Тем не менее к церкви как к общественному институту отношусь с уважением. И хотя уже давным-давно не либерал, считаю это учение ошибочным, но согласен с утверждением одного из отцов современного либерализма Фридриха Августовича фон Хайека. Он считал, что церковь — это общественный институт, нацеленный на стабилизацию общества.

Хайек рассматривает всю историю как эволюцию общественных нравов, основанную на конкуренции с обществом, где сложились разные правила поведения. В каком обществе сложились более удачные правила, у того больше шансов выжить. Поскольку отобранные таким образом правила складываются стихийно, не имея понятных теоретических обоснований, то у многих людей появляется желание нарушить эти правила — хотя бы посмотреть, что из этого получится.

По Хайеку, церковь подкрепляет сложившиеся правила ссылкой на высший авторитет, чтобы эти правила не нарушали без явной крайней необходимости. Это, правда, имеет серьезный и неприятный побочный эффект. Во время революции, когда необходимость изменения общественных правил не только назрела, но и перезрела, церковь оказалась одной из первых жертв в революции. Потому что правила, защищаемые церковью, к тому времени очевидным образом утрачивают смысл.

Жертвы церкви во время революции — дело неизбежное, и это — обратная сторона той роли, которую церковь играет в спокойные времена. А именно она действительно предотвращает ненужные перемены — но, к сожалению, пытается предотвратить и нужные.

Не только в Америке, но и в нашей стране есть большой перегиб в этом отношении, поскольку Конституцией у нас запрещена государственная идеология. Но фактически в первых ее статьях закреплены идеологические основы так называемого современного либерализма — учения о благотворности неограниченной свободы личности, безо всякой оглядки на общество. Не буду объяснять, почему это учение пагубно, у меня было на эту тему немало публикаций. Раз такое разрушительное учение закреплено в Конституции, запрещено создавать государственную идеологию, то выходит так, что запрещено создавать какую бы то ни было структуру, способную бороться с этим учением. Как следствие — церковь вынуждена брать на себя несвойственную ей изначально роль государственной идеологии.

Сама церковь, на мой взгляд, не осознает, откуда на нее свалилась эта задача, хоть и, естественно, пытается ее исполнять. Но не знает, как именно, поэтому то и дело перегибает палку. Церковь вынуждена играть несвойственную ей совершенно роль.

— Но это проблема не только наша, она мировая. СМИ констатируют, что с приходом Трампа религиозные организации ощутимо усиливают свое влияние на внутреннюю политику и общественную жизнь страны. Почему Трамп на это пошел?

— Что касается Трампа, он у себя в стране столкнулся с господством вот этого же самого разрушительного учения современного либерализма. Тоже пытается противопоставить ему церковь, делает это на уровне инстинктов — без понимания, что и почему сейчас оказалось необходимо. Я, конечно, надеюсь, что теоретически исследования и вразумления помогут и политике и церкви действовать осознанно и разобраться, что в обществе сейчас необходимо стабилизировать, а что, наоборот, надо скорее заменить. Но боюсь, что дальше дело будет идти путем частых проб и многочисленных ошибок.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить