Почему российские рыбаки отправляют свой улов не в Россию, а за границу

Почему рыба не доплывает до магазинов

Почему российские рыбаки предпочитают продавать улов в зарубежные страны? Почему наши порты существенно уступают иностранным? Что делается для того, чтобы наладить поставки российского улова на внутренний рынок? На эти вопросы в эфире Pravda.Ru ответил заместитель генерального директора по экономике и инвестициям ФГУП "Нацрыбресурс" Сергей Сухов.

— Сергей Михайлович, что из себя представляет ФГУП "Нацрыбресурс"?

— Мы от имени государства эксплуатируем главную часть портов — причальные сооружения. В советское время была система рыбных портов, куда доставлялась рыба. Потом эта система приватизировалась, но государство оставило за собой контроль над частью этих портов — причальными стенками.

"Нацрыбресурс" осуществляет эксплуатацию причальных стенок, обеспечивает их работоспособность и оказывает рыбакам услуги для того, чтобы они могли швартовать суда, перегружать рыбу и другую продукцию, забирать промвооружение и выходить на промысел. Вот такая наша задача.

— В каком состоянии сейчас находятся российские порты?

— Во всех портах ситуация разная, иногда она сильно отличается. Есть порты, которые достаточно неплохо себя чувствуют, другим не так повезло. Общие проблемы, с нашей точки зрения, это как раз то, что причальные сооружения постепенно изнашиваются. Есть сильный физический и даже в какой-то степени моральный износ. Здесь мы отстаем от мировых тенденций, не можем оказывать услуги на том уровне, которые рыбаки и другие судовладельцы получают за границей.

В результате многие грузы, которые мы могли бы перегружать, перемещаются за рубеж. Мы просто неконкурентоспособны. Поэтому наша задача именно исправить ситуацию, чтобы грузы опять пошли в российские порты.

— Что для этого необходимо? И почему порты оказались в таком запущенном состоянии? За все время после распада СССР не проводилось никаких реконструкций, ремонтов?

— Порты мало внимания обращают на свой производственный актив в виде причалов, не проводят ремонтные работы. Поэтому постепенно ситуация ухудшается. Если также и дальше будет происходить, то через 10-15 лет у нас просто ряд портов исчезнет. Положение нужно срочно исправлять. Казалось бы, такое простое действие — отремонтируйте причалы и нормально работайте.

Непосвященные думают, что причал не ахти какое сооружение, просто бетонная стенка, можно залить поверхность заново, и все будет снаружи хорошо. На самом деле в инженерном плане это все гораздо сложнее. Тут требуется достаточно серьезные работы для того, чтобы сохранять работоспособность причальных сооружений. Требуются, соответственно, большие деньги.

И для нас, как для владельцев этих сооружений, оказалось проблемой собрать деньги на ремонт. Деньги на ремонт собираются с тех, кто эти причалы непосредственно использует в своей деятельности. Оказалось, что далеко не все порты разделяют нашу обеспокоенность тем, что надо что-то сделать, менять систему работы, надо вкладывать деньги в поддержание работоспособности причальных сооружений. Они не готовы нести это финансовое бремя, чтобы нормально продолжать работать. Нам это не понятно. Но факт остается фактом. Поэтому проблема остается.

— Ведь сейчас как раз взят курс на импортозамещение. Как в связи с этим изменилась нагрузка на порты?

- Основная часть российской рыбы вылавливается на Дальнем Востоке. Тихий океан — самый большой, там — наибольшие рыбные ресурсы. Но стоит вопрос, как ее довезти до жителей центральных, сибирских, уральских регионов, а не только в дальневосточные регионы эту рыбу направить. Нужно восстанавливать ту цепочку, которая была раньше. — Начиная с причала, где рыба заходит и перегружается. Дальше нужен склад, отгрузка по железной дороге и доставка до центральных регионов. Буквально, куда не копни, везде накопились проблемы. Поэтому мы занимаемся не только портовой деятельностью, но и пытаемся найти решения и для логистических проблем.

Нашу роль мы видим в привлечении инвесторов, которые готовы заниматься этими вопросами, вкладывать деньги для организации этого процесса. Самое главное, чтобы рыба сохранила свои качества для потребителя, чтобы люди, которые живут в Москве, Нижнем Новгороде или Краснодаре, получали рыбу такого же качества, как при вылове из моря, когда поднимают трал на борт судна. Современные технологии позволяют это сделать. Есть все возможности для того, чтобы рыба в таком качестве доехала до покупателя.

— В чем состоят трудности разгрузки рыбы в российских портах? Почему дальневосточный улов чаще всего уходит в Китай или на другие восточные рынки и не доходит до российского потребителя?

— Здесь наша задача обеспечивающая. То есть мы должны создать такие условия, когда дополнительные объемы рыбы, которая вылавливается в исключительной экономической зоне России, могли бы зайти на берег, быть выгружены и доставлены до потребителя. Мы пытаемся всю цепочку выстроить, не замыкаясь на нашей непосредственной сфере деятельности по портовым причальным сооружениям.

То есть мы хотим, чтобы была восстановлена вот вся эта инфраструктура, которая бы обеспечивала работу рыбной отрасли, движение рыбы по России и наличие рыбы в магазинах.

Объемы вылавливаемой российскими компаниями рыбы превышают потребности нашего рынка. Мы совершенно спокойно можем полностью закрыть внутренний рынок нашей же рыбой. Другое дело, что изменилась экономика отрасли, изменился валютный курс, а поскольку мы достаточно сильно привязаны к мировому рынку, то это отражается на цене рыбы.

На ней это отразилось быстрее, чем на большинстве других товаров. Сейчас рост цен у рыбаков остановился, и предложение нашей рыбы увеличивается. Я думаю, скоро все устаканится и нормализуется, по крайней мере, продукция не станет дороже.

Трудности состоят именно в том, что наши порты — неконкурентоспособны. Они не заинтересованы работать с рыбой, потому что это достаточно сложный груз, скоропортящаяся продукция, для которой нужно обеспечивать быструю перегрузку, помещение на холодный склад или в рефрижераторы, чтобы рыба не разморозилась и не потеряла своих качеств.

В портах есть другие грузы, которые не создают таких проблем. Для угля, например, достаточно сделать площадку, перегружать можно в любое время. А с рыбой мороки много. Поэтому рыбаки искали места, где были созданы благоприятные условия. Этими местами оказались Корея, Китай и Япония.

Постепенно большая часть нашей рыбы ушла туда. Сейчас из объемов, которые вылавливаются на Дальнем Востоке, порядка 70 процентов сразу уходит на экспорт, не заходя в наши порты. А нам для того, чтобы избавиться от зависимости в импортной рыбе, разнообразить ее ассортимент в магазинах нужно приложить усилия, чтобы в европейскую часть страны приехала дальневосточная рыба.

Отталкиваясь от этой цели, мы начинаем двигаться, смотреть какие задачи нужно решать и видим, что эти задачи как раз логистические. Если их решить, то в значительной степени будут устранены препятствия по возвращению уловов на российские берега.

— Какие меры Росрыболовство и "Нацрыбресурс" принимает для поддержки российских рыбаков? С какими трудностями вы сталкиваетесь?

"Нацрыбресурс" действует не в отрыве от Росрыболовства, мы — подведомственная структура этого ведомства. Поэтому мы реализует единую политику, которая направлена на поддержку рыбопромышленников и обеспечение продовольственной безопасности. Росрыболовство идет нам навстречу, финансово помогает в реконструкции наиболее проблемных причалов, которым это срочно необходимо. Росрыболовство поддерживает нас в реализации проектов, которые связаны с модернизацией инфраструктуры, строительством холодильников, решением вопросов транспортировки рыбы по железной дороге.

В решении этих вопросов с нами сотрудничают и некоторые региональные власти, как ни странно, в первую центрально-европейских, а не дальневосточных регионов. С Владимирской областью мы конструктивно работаем по этой теме. Они очень заинтересованы в том, чтобы увеличилось предложение российской рыбы на местном рынке.

К сожалению, часто мы сталкиваемся с недопониманием необходимости изменения ситуации. Это выливается в судебные процессы, когда из государственной собственности под разными предлогами изымается имущество, те же причальные сооружения, когда пользователи этой инфраструктуры не хотят нести расходы по поддержанию ее работоспособности.

Во многом, это, действительно, результаты и наследие лихих 90-х. Среди собственников портовой инфраструктуры часто присутствуют и иностранные компании, может быть поэтому они не заинтересованы в изменении ситуации. Со всеми этими моментами нужно разбираться. Это уже вопрос не столько к нам, сколько к другим компетентным государственным органам. Мы надеемся, что эти проблемы все-таки будут решаться.

— Можно надеяться, что мы перейдем на собственную доступную по цене и хорошего качества рыбу?

— Я думаю, что в принципе это перспектива недолгого времени, от трех до пяти лет, в каких-то вопросах для полного решения проблем, может быть, до семи лет. Все эти вопросы реально можно решить. Никакой особой сложности здесь нет. Все это связано просто с инвестированием денег, с решением законодательных вопросов.

Остальное — технологический логистический процесс движения рыбы. Все это можно сделать при желании. Это обязательно нужно делать для обеспечения продовольственной безопасности, чтобы мы всегда могли есть свою хорошую рыбу.

Беседовала Мария Сныткова

Читайте также:

Импортозамещение в рыбной отрасли натолкнулось на бизнес

Лучшая рыба идет в Азию, а остатки - в Россию

Куда плывет дальневосточный улов

Тимур Митупов: Треска подорожала из-за эмбарго на норвежскую рыбу

Как вернуть рыбу в Россию

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить