План минэкономразвития подвергли критике

Сработает ли антикризисный план МЭР

Владимиру Путину представили антикризисный план, разработанный чиновниками из МЭР. Прежде чем представить свой труд президенту, Алексей Улюкаев и сотоварищи три дня "подчищали" документ и добавляли новые положения. В результате пунктов в плане стало 101. Какой будет эффект от этого антикризисного плана? Pravda.Ru вместе с экспертами разбиралась в вопросе. 

Кому достанется кубышка ФНБ

Очередное столкновение российских экономических министерств - финансов и экономического развития ожидаемо произошло на фоне разработки антикризисного плана развития экономики. Накануне проект, подготовленный министерством экономического развития (МЭР) лег на стол российского президента Владимира Путина. Главным аргументом минфина против этого документа стала дороговизна предложенных мер, которые обойдутся российской экономике в 2 триллиона рублей.

Меж тем, первый вице-премьер Игорь Шувалов дал немного другую оценку плану МЭР - 1 триллион 375 миллиардов рублей. Что самое неприятное, сумма эта включает в себя средства из Фонда национального благосостояния, растрата которого в условиях кризиса может иметь весьма печальный эффект в случае, если цена на нефть не вернется к прежним показателям.

С другой стороны, ФНБ представляет собой как раз ту кубышку, которую можно вскрыть в "черный день", чтобы вдохнуть жизнь в экономику.

Какими же мерами предлагает спасать экономику наше министерство экономического развития? Сразу обратим внимание на то, что в представленном Владимиру Путину плане уже нет инициативы по нулевой ставке НДС для сырья и комплектующих, нет намерений на ускоренное развитие особых экономических зон и исключен торг с государственными монополиями по тарифной политике. То есть некоторые пункты, на которые надеются представители промышленности, остались за бортом. Правильно ли это?

"Мы, допустим, сформировали несколько иное предложение по НДС: разрешить принять к вычету НДС по приобретаемым машинам и оборудованию в рамках крупных инвестиционных программ, - поделилась с Pravda.Ru эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина. - Допустим, ввести эту меру на несколько лет. Это позволило бы за счет снижения входящего НДС по инвестиционным товарам стимулировать инвестиции. Это то, что сейчас крайне необходимо.

Читайте также:

Елена Пенухина: Большие затраты по антикризисному плану позволят быстрее выплыть на берег

Мария Иванова: Цены растут не только из-за курса, но и из-за слабой конкуренции

Как перестроить структуру российской экономики

Нам нужно перестроить структуру экономики, чтобы у нас возник инвестиционно-ориентированный рост, инвестиционно-активный рост. Это могло бы стать дополнительным источником роста, который сейчас так необходим. Это трансформации идеи с НДС, некое ее расширение, немного в другом ключе. То есть, сделать ее более направленной на поддержку инвестпрограмм".

То есть идея пересмотреть налогообложение импорта Елене Пенухиной нравится. Однако МЭР не сочло это важным и полезным. Гораздо более приветливым, чем к промышленности и бизнесу, минэкономразвития в очередной раз оказалось к банкирам и финансистам. Так, Улюкаев и команда предложили взять сотни миллиардов рублей из ФНБ и передать их российским банкам, таким как Газпромнефть и ВТБ.

Конкретно речь в документе идет о цифрах в 100 миллиардов и 150 миллиардов рублей соответственно.  При этом вышеуказанные банки предлагается обязать кредитовать на полученные средства приоритетные отрасли реального сектора не менее чем на 1 процент прироста кредитного портфеля в месяц. Кроме того, уполномоченным банкам необходимо будет придумать, как рефинансировать внешние долги хороших заемщиков из числа системообразующих предприятий.

"Я думаю, что деньги надо давать не банкам, деньги надо давать под программы, которые будут предполагать серьезные государственные инвестиции с жестким набором обязательств по этим инвестициям, включая личную ответственность, ответственность имуществом этой частной корпорации, и ориентированных на пять лет, как минимум. Вот в этом случае будет толк. Собственно, банки, скорее всего, используют их так, как они используют, - немножко для кредитов, немножко для спекуляции, немножко для обогащения самих себя", - резюмировал это предложение МЭР доктор экономических наук, профессор МГУ Александр Бузгалин в разговоре с корреспондентом Pravda.Ru.

По мнению Александра Бузгалина, предложенные меры будут полезны российской экономике лишь отчасти, но на самом деле они принципиально недостаточные для того, чтобы решить экономические и социальные проблемы, с которыми столкнулась наша страна.

"Ситуация тупиковая, застойная, со слабой, но понижательной тенденцией. Здесь нужны радикальные реформы, если не революции. Реформы должны предполагать серьезные программы, которые затрагивают десятки процентов валового национального продукта, сильная промышленная политика с селективным регулированием, то есть налоговая, кредитная поддержка и так далее этих сфер.

Соответственно, налоговое давление на другие сферы, серьезное соединение государственных и частных инвестиций на больших прорывных проектах, причем не помпезно показательность, типа Олимпийских игр, а создающих базу для образования, науки, технологии, медицины и так далее. Ничего похожего правительство данного состава делать не будет, и поэтому все остальные меры - чуть хуже, чуть лучше в рамках плохого сценария", - заявил Александр Бузгалин.

Читайте также:

Бюджетно-финансовые гадания не сбываются

Константин Симонов: Обама пытается убедить россиян, что пора занимать лучшие места на кладбище

Осторожность минэкономразвития тоже полезна

Но есть и положительный момент - аккуратность минэкономразвития и страх труженников министерства перед революционными мерами оберегает социальные расходы, в том числе пенсионные и расходы по программе материнского капитала. Еще МЭР попытался найти средства на поддержку агропрома в размере дополнительных 50 миллиардов рублей. Что тоже является положительным моментом.

"Что соцрасходы являются приоритетом, мне кажется, это просто не обсуждается, эта мера понятна и вряд ли тут можно что-то предложить. По поводу достаточности средств, зависит от того, на каком уровне будет находится наш обменный курс. Мы просто не можем давать прогнозы по этому поводу, поэтому сложно об этом говорить.

Обесценивание рубля с точки зрения бюджетных доходов дает большой плюс, потому что есть наш экспорт, и все налоги, которые выплачиваются по экспорту, при девальвации увеличиваются. Поэтому, с одной стороны, цена на нефть падает, а с другой, курс обесценивается, и это несколько компенсирует падение доходов. Поэтому о достаточности сложно говорить, не зная какой будет курс", - заключила Елена Пенухина.

Как подчеркнул Игорь Шувалов, мероприятия, обозначенные в антикризисном плане, будут еще дорабатываться и расширяться. К 1 февраля МЭР подготовит новый прогноз социально-экономического развития страны, на основе которого к концу месяца правительство подготовит поправки к федеральному закону о бюджете на 2015 год.

Также до 16 февраля российские региональные власти должны будут создать свои антикризисные комиссии  и проработать планы реагирования, исходя из своих бюджетных возможностей и дополнительной помощи, которая будет выделена из федерального бюджета.

Читайте также:

Борис Хейфец: Центробанк должен поставить банки на место, другого пути нет

Рустам Танкаев: Идет разворот нефтяных цен в сторону повышения

Автор Елизавета Польская
Елизавета Польская — журналист, внештатный корреспондент отдела экономики Правды.Ру
Обсудить