Что охладило пыл российских покупателей

Потребители в России в уходящем году несильно порадовали рестораторов и ретейлеров. Предприниматели жалуются, что россияне перестали активно тратиться на приобретение товаров и услуг. Связано ли снижение потребительской активности с замедлением экономики и ростом инфляции? Или же причина заключается в другом? "Правда.Ру" опросила экспертов.

И даже предновогодний повальный шопинг дело не исправил, сетуют предприниматели. Осенние месяцы нагнали на бизнесменов тоску не только погодой и отсутствием солнца, но и весьма вяло протекающим процессом продаж. Если летом россияне хоть немного чаще открывали свои кошельки, то в осенние месяцы они почти перестали пользоваться благами цивилизации — предложениями ретейлеров, рестораторов, пивоваров, продавцов одежды и так далее. Кстати, если сегодня принято обвинять в нечестной конкуренции на потребительском рынке сегмент онлайн-торговли, куда сбежали наиболее экономные и продвинутые российские потребители, то это не тот случай — даже в этом сегменте отмечается снижение спроса.

Конечно, глазами граждан этот процесс замечен не был, поскольку на протяжении всего года в торговых центрах, к примеру, такого крупного мегаполиса, как Москва, людей было стабильно много. То же самое можно сказать и о продуктовых сетевых магазинах. Однако работники торговли говорят, что проблемы на российском рынке все же есть.

"На самых крупных оптовых рынках Москвы, таких как "Садовод", "ТЦ Москва в Люблино" торговцы прибывают в унынии. Поток челноков из регионов высох в разы. Многие торговцы, работающие на этих рынках, наращивали товарные долги в надежде, что осенний сезон с лихвой окупит затраты, но этого даже в эти предновогодние дни не происходит. Продавцы в розничных торговых центрах жалуются, что народу стало меньше ходить к ним, а те кто приходит — лишь поглазеть. Обилие скидок кругом, разве что сезонный товар пока не сдается (на днях, правда, купили пуховик с 50-процентной скидкой в одной известной торговой сети)", — рассказывает интернет-пользователь victor_pianin.

Слова представителей торговли подтверждает и исследование РАПСИ, которое показало, что последние месяцы 2013 года показали снижение участия граждан в процессе купли-продажи. По данным исследовательского холдинга, потребительская активность в России по сравнению с сентябрем этого года снизилась на 4 процента. Наиболее показательным в сфере ретейла стало падение выручки сети "Магнит", которая является лидером. Если во втором полугодии ретейлер, сетевые магазины которого разбросаны по всем регионам страны, отметил рост прибыли на 32,4 процента, то в третьем полугодии этот показатель поднялся всего на 29 процентов.

Продажи упали и в сегменте алкогольных напитков, что может быть связано с реформами, которые были проведены в данном сегменте в уходящем году. В особенности упал спрос на национальный русский напиток — водку и прочие ликероводочные изделия. Выручка на этом рынке сократилась на 6,6 процентов. Тем временем коньяк и бренди, наоборот, стали продавать немного лучше — на 0,8 процентов.

Ресторанами наши сограждане тоже перестали себя часто баловать. Согласно исследованию РАПСИ, выручка контрагента "Росинтер", который объединяет сети "Планета Суши, Fridays, "IL Патио" и Costa Coffee, упала на 2,6 процента за последние девять месяцев.

Такая же история наблюдается на рынке новых автомобилей, падение спроса на которые отмечалось еще осенью текущего года. Если говорить о российских автопроизводителях, то снижение продаж в сегменте отечественных авто можно считать хроническим. Летом отмечался пик данного процесса. Показатель упал аж до 10-12 процентов. Этому немало поспособствовало и вступление России в ВТО, что сделало автомобильное производство в России, и без того несовершенное, еще более уязвимым перед иностранными конкурентами.

Напомним, что камнем преткновения, поссорившим РФ с другими членами организации, стала проблема сбора на утилизацию, от необходимости которого российские производители были избавлены законодательно. Этот факт нарушения равных конкурентных прав члены ВТО нашли вопиющим и подали на РФ в суд, который в результате мы проиграли. Теперь российские автопромышленники обязаны выплачивать сбор на утилизацию наравне с иностранными, что влияет на стоимость их продукта, который и так популярен в очень узких кругах…

Меж тем аналитик "Инвесткафе" Роман Гринченко рассказал "Правде.Ру", что как раз ретейлерам в сложившейся ситуации жаловаться неуместно:

"В России наблюдается замедление темпов роста оборота розничной торговли, которые за 2012 год были на уровне 6,3 процентов, а за январь-октябрь 2013 всего 3,8 процентов. Основными причинами такой тенденции можно назвать снижение покупательской способности российских граждан, а также рост конкуренции в секторе ретейла, в результате активной экспансии крупных сетевых игроков. Индекс потребительских цен в 2013 году находится ближе к верхней границе таргетируемого уровня ЦБ на уровне 5-6 процентов и на ноябрь составлял 5,9 процентов. Впрочем более высокая инфляция является для ретейлеров скорее положительным фактором, так как высокая инфляция позволяет увеличивать оборот более высокими темпами, чем в остальных отраслях", — объясняет аналитик.

В целом эксперты не исключают, что на падение покупательской способности влияет бум потребительского кредитования. Вынужденные платить кредиты, россияне меньше расходуют средств в сфере розничной торговли, что и отразилось на результатах последнего исследования РАПСИ.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить