Россию заражают генно-модифицированными семенами

В РФ собираются ужесточать законодательство в сфере ГМО. Так, поставлен вопрос о запрете ввоза в Россию продуктов, содержащих ГМО. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам разработать до 15 октября конкретные предложения по данному вопросу.

"Правда.Ру" обсудила с экспертами опасность ГМО и генно-модифицированной продукции.

Генномодифицированные семена как корень всех зол

Отметим, что несмотря на критику со всех сторон, в России относительно жесткое законодательство по ГМО на данный момент (жестче, пожалуй, только в ЕС. Самые же либеральные в этом отношении — США и Канада).

Так, в России на этикетках продуктов производители обязаны указывать информацию по ГМО, также на территории РФ запрещен ввоз и использование семян для высеивания. При этом вопрос генно-модифицированных семян и использования генной инженерии в сельском хозяйстве — краеугольный и стратегически важный.

Несмотря на то, что ввоз семян сельскохозяйственных культур в Россию запрещен, нарушители находят лазейки в российском законодательстве о ГМО. Вот что рассказал "Правде.Ру" помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко.

Читайте также: России нужен пятилетний мораторий на ГМО

"В России запрещен ввоз генно-модифицированных семян, но опасность представляет нелегальный их ввоз. Потому что есть риск распространения дальше в российских популяциях, которые не генномодифицированы.

По нашей оперативной информации, в Одессу недавно поступила достаточно большая партия генномодифицированных семян сельскохозяйственных растений, и эти семена пытаются провозить в Россию мелкими партиями. Семена проводятся по документам как пищевое зерно или как не генно-модифицированное. То есть необходимость принятия очень серьезных мер в масштабах государства, конечно, назрела".

Серьезность проблемы с генно-модифицированными семенами подтверждает и глава Общенациональной ассоциации генетической безопасности Елена Шаройкина: "Хоть в России и не разрешено высевание генно-модифицированных семян, но никто и никогда не проверял сельскохозяйственные поля, поэтому никто наверняка и не знает, высеваются ГМ-семена или не высеваются. В связи с этим наша ассоциация в этом году начала аграрный ГМ-мониторинг — это независимые контрольные проверки на предмет наличия ГМО на российских полях. К настоящему моменту мы успели проверить поля в Белгородской области. Там ГМО мы не обнаружили, мы проверили различные сорта кукурузы и сои".

Читайте также: Так вырастут жабры от ГМО или нет?

Не все то золото, что блестит

Есть определенные проблемы (и не только в России) и с контролем не только за семенами для сельского хозяйства, но и с контролем за готовыми продуктами, в которых может быть ГМО, и выращенной продукцией сельского хозяйства. И чтобы за всем этим следить, нужны многочисленные спецлаборатории, квалифицированные специалисты и жесткая система контроля.

"Были уже случаи, причем достаточно многочисленные, когда обнаруживались модифицированные конструкции в сортах, которые поставлялись как не генно-модифицированные. Первый такой большой скандал был в Новой Зеландии в начале нулевых, когда туда пришла из США партия якобы гибридной кукурузы. Так было по документам. На деле же в кукурузе обнаружили чужеродные генные конструкции. Все это связано еще и с тем, что идет постоянный дрейф генов в природе, и генетический материал измененных организмов попадает в популяции неизмененных", — рассказал "Правде.Ру" помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко.

Генные конструкции бывают очень разные

Несмотря на то, что в умах большинства сложился какой-то единый образ ГМО, картина все же не так однозначна. Эксперты даже говорят, что есть более опасные ГМО и менее опасные (хотя общий негатив никто и не отрицает. Многие последние исследования, в том числе российские, говорят о вреде ГМО для здоровья):

"Я буду говорить о растительной продукции. Дело в том, что чужие гены вводятся в геном для того, чтобы растение начинало вырабатывать те или иные вещества, скажем, которые отпугивают вредных насекомых, которые уменьшают их зависимость от гербицидов и так далее. То есть генные конструкции бывают очень разные.

И если растение начинает вырабатывать свой собственный гербицид, то это значит, что этот же гербицид мы и получим в свой организм, когда съедим такое растение. Другие генные конструкции менее опасны для потребителя, третьи еще более опасны, потому что в них вводят гены для того, чтобы превратить эти культуры в технические, чтобы они вырабатывали то или иное вещество, которое из них будет извлекаться в процессе промышленной переработки, и не предназначенное в пищу. Но при горизонтальном дрейфе генов эти генетические конструкции будут так же попадать в другие популяции", — рассказывает помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко.

Читайте также: Меняем ГМО китайские на российские

Этот же факт отмечает и председатель совета директоров компании "Дымов" Вадим Дымов:

"В ГМО есть и отрицательные качества, есть и положительные, но, к сожалению, обществу в основном известны отрицательные стороны, может быть, это и правильно. Но ограничение ГМО пойдет на пользу и экономике, и, самое главное, обществу, потребительскому обществу, потому что самое главное — это безопасность продуктов потребления, а не интересы промышленных и финансовых групп, поэтому я поддерживаю такое решение российских властей.

И надо сказать, что особенно опасна генная инженерия в сельском хозяйстве. И соя, которую часто приводят в пример как растение с генетически измененным кодом, — это по сравнению с некоторыми примерами детский сад! Вот, картошка, например, с геном скорпиона — это гораздо серьезнее".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Петр Дерябин
Петр Дерябин — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить