Результаты ЕГЭ мало отражают реальные знания абитуриентов

ЕГЭ: студентов по осени считают

Уже третий год подряд набор первокурсников в российские вузы проводят по результата единого государственного экзамена. В свое время он был создан для того, чтобы снизить коррупционное давление на высшие учебные заведения. Однако, выполняя свою техническую задачу, этот экзамен по-прежнему несет минимальный объем информации об уровне знаний абитуриентов. Вот мнение тех, кто принимает бывших школьников вузы.

Ректор НОУ "Останскинский институт телевидения и радиовещания" Татьяна Шамарина:

— Тесты, подобные ЕГЭ, во всем мире существуют уже давным-давно, но вот сам принцип их работы во многих странах построен по-другому. И это меняет все дело. То есть это из положительного превращает все в свою противоположность.

Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии РГГУ Людмила Сысоева:

— Безусловно, про баллы по ЕГЭ сложно сказать, что они в полной мере характеризуют знания каждого абитуриента. Поэтому по ряду направлений, особенно творческой направленности, у нас есть дополнительные вступительные испытания, которые позволяют выявить склонности того или иного абитуриента к будущим профессиональным задачам.

Читайте также: ЕГЭ-лихорадка, или "Мертвые души" уже в вузах

Погрешности результатов ЕГЭ некоторые технические вузы, напротив, выявляют уже на первых этапах обучения своих студентов. В самом начале сентября университеты проводят на факультетах так называемый входной контроль.

Ответственный секретарь приемной комиссии РГУ нефти и газа имени Губкина Виктор Пирожков:

— На кафедрах высшей математики, физики, химии мы проводим коротенькие контрольные работы, которые, при уровне ЕГЭ за 70 баллов и выше по математике, они должны выполнять за полчаса, и качественно. Если человек, набравший такое количество баллов, не напишет такую контрольную работу, мы его сразу ставим на заметку.

Бюджет или коммерция — еще одна дилемма для будущего студента. Согласно нынешней российской тенденции, свое первое образование школьный выпускник, скорее всего, получит там, где это максимально дешево обойдется его родителям.

Татьяна Шамарина:

— Человек, может быть, знает, чего он хочет, но родители прежде всего хотят, чтобы он получил бесплатное образование. Все равно как, где, какую специальность — лишь бы бесплатно.

В Российском гуманитарном университете ситуация другая, там абитуриенты даже с высокими экзаменационными баллами целенаправленно поступили на платную форму обучения.

Людмила Сысоева:

— Многие из тех, кто подавали только на один конкурс, отмечали возможность обучения и на бюджете, и на договоре. На многих конкурсах у нас был достаточно высокий проходной балл или конкурсы, которые закрылись только приемом олимпиадников или абитуриентов, которые имеют право зачисления вне конкурса. И абитуриенты с высокими баллами — 260 баллов — заключали договор на обучение с оплатой стоимости, хотя они могли бы с этими баллами поступить на бюджет на другие образовательные программы.

Очно-заочная форма обучения — еще одно популярное направление у современных студентов. Уже с первого курса поступающие не намерены просто протирать штаны на лекциях, а готовы сразу и работать, и учиться.

Людмила Сысоева:

— Еще хотелось бы отметить в этом году — это большой рост заявлений на очно-заочную форму обучения. Видите, конкурс у нас 82 человека на место на бюджетные места, но, тем не менее, мест не так много, а конкурс очень высокий. Причем это рост у нас значительный. О чем это говорит? Наверное, о том, что есть достаточно много абитуриентов, которые уже готовы работать, находят работу и будут совмещать ее с учебой.

Но поступить в университет и окончить его — не одно и то же. Риск быть отчисленным выше у студентов первых и вторых курсов. Студент, совмещающий работу с учебой на очной форме обучения, также в группе риска на выбывание. Особенно строго следят за этим в технических вузах.

Виктор Пирожков:

— Самые большие отчисления — это у нас на первом, втором курсе, на первом даже больше. 10-15 процентов из поступивших отчисляются.

Людмила Сысоева:

— В этом году было порядка 10-12 процентов, процент отсеивания. Надо сказать, что наблюдается незначительная тенденция, но тем не менее: рост числа студентов, которые отчисляются.

Читайте также: Осенняя сессия: скучать не придется!

Какие перспективы у тех счастливчиков, которые дойдут до финиша и получат дипломы о высшем образовании? Как в гуманитарных, так и в технических вузах с работой проблем не будет, если и сам выпускник проявит инициативу.

Виктор Пирожков:

— Некоторые родители, особенно с периферии, приезжают и говорят: "Вот нам бы ту специальность, где была бы высокая заработная плата и чтобы сразу устроиться на работу". Очень высокая востребованность технических специальностей, которые связаны с разработкой нефтяных месторождений, газовых месторождений, с трубопроводным транспортом.

Татьяна Шамарина:

— Опыт показал, что идет хорошее трудоустройство через преддипломную практику. Подчас до 30-40 процентов ребят оставляют на каналах. Естественно, это те ребята, которые полностью прошли практику, не пропускали ее, показали хорошие профессиональные результаты. Как правило, им предлагают поработать какое-то время в ожидание освободившейся вакансии, а потом заключают с ними договор подряда.

Так или иначе, вступительные экзамены уже позади, впереди — начало нового учебного года, для кого-то первого, для кого-то уже выпускного. Пожелаем удачи первокурсникам на их новом поприще и успеха завершающим обучение студентам.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Алена Федорова
Алена Федорова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить