Возможно, путч в Гвинее-Бисау устроили исламисты

Гвинею-Бисау "перевернули" за 30 минут

Переворот в Гвинее-Бисау произошел практически сразу после путча в соседней Мали. Пока что неясно, чьих он рук дело, но ситуация в Гвинее весьма напоминает малийскую. Арестовано светское правительство, пытавшееся вывести страну в сферу интересов США и Китая. Возможно, так исламисты пытаются возродить Империю Мали и не дать глобализировать Африку.

Чуть более 30 минут понадобилось группе военных, чтобы совершить военный переворот в Гвинее-Бисау  в четверг вечером 12 апреля. Самопровозглашенное военное командование арестовало исполняющего обязанности президента Гвинеи-Бисау Раймунду Перейра и   экс-премьера  Карлуша Гомеша Жуниора, который ушел в отставку, чтобы участвовать в президентских выборах.

Путчисты, предпочитающие пока оставаться в тени — это представители среднего военного звена, за которыми, безусловно, стоят фигуры покрупнее. Днем позже военное командование опубликовало воззвание к народу, в котором пояснило, что переворот осуществлен, чтобы воспрепятствовать реализации "секретного договора" между прежним руководством и правительством Анголы по "оккупации" страны и разрушению ее вооруженных сил, и не больше не меньше, чем в "рамках Африканского союза", сообщило агентство PNN.

Читайте также: Военные устроили переворот в Мали, президент исчез

Гомеш Жуниор представляет самую влиятельную Африканскую партию независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК), он с солидным преимуществом выиграл первый тур и никто не сомневался в его победе во втором. После кончины в прошлом году президента Малама Бакай Санья тогда еще премьер стал реализовывать планы по глобализации небольшой, но богатой нефтью, бокситами и фосфатами страны. На помощь к нему пришли страны Содружества португалоязычных государств (СПГ) и бурно развивающаяся Ангола.

Была достигнута договоренность о запуске проекта по разработке бокситового месторождения Буба (со строительством порта), который планировала реализовать Ангола при содействии компаний из США (J. P. Morgan & Co.) и Китая (China International Fund) через свои компании Bauxite Angola и Sonangol, вложив туда 600 миллионов долларов. Кроме этого, было решено модернизировать вооруженные силы и полицию Гвинеи-Бисау. Для поддержания стабильности Ангола 21 марта 2011 года ввела на территорию страны свой военный контингент в составе 200 военнослужащих.

Однако Гомеш Жуниор не учел человеческий фактор и мнение военных и интеллигенции, которая представлена в Гвинее-Бисау в основном народом баланте (слово переводится как "те, кто сопротивляется"). Баланте происходят из долины Нила (Эфиопия, Судан и Египет), они мигрировали на западное побережье Африки в средние века. Интересно, что они провозгласили независимость еще до распада португальской колониальной системы в 1974 году. Возможно, именно эта элита и воспротивилась тому, что все решили без нее, и как только лидер президентской гонки определился в неугодном ей направлении, решила взять власть в свои руки.

Западные СМИ выдвигают более прозаичную версию. Уже давно Гвинея-Бисау фигурирует на Западе как главная перевалочная база наркотрафика из Южной Америки. Международный институт стратегических исследований в Лондоне называет страну главным наркогосударством в регионе и одним из основных каналов поставки кокаина в Европу. Прежнее руководство провело несколько показательных судебных процессов против высших военных чинов, крышующих наркотрафик. Существует мнение, что переворот был осуществлен именно по этой причине.

"За всем этим стоят наркотики, — считает Ян ван Маанен, почетный британский консул в Гвинее-Бисау. — Это хороший доход для армии, и они имеют шанс потерять все". Действительно, 82 острова у побережья, изрезанная береговая линия и несколько взлетно-посадочных полос для легких самолетов позволяют переправлять в Европу до 50 тонн кокаина в год через территории, контролируемые туарегами, Марокко и Алжир. Управление ООН по наркотикам и преступности предупредило еще в 2008 году, что "бывший Золотой Берег превращается в "кокаиновое" побережье ".

Существует и третья версия, связанная с "арабской весной", событиями в Ливии и недавним переворотом в Мали, по утверждению французских спецслужб, совершенным исламистами-салафитами. В таком случае путч следует расценивать как попытку восстановления исламской империи Мали, существовавшей в XIII-XVI веках и разрушенной европейскими колонизаторами. Тема крестовых походов до сих пор весьма болезненна среди суннитов. На первый план здесь выдвигается фигура лидера Партии социального обновления Кумба Яла, в первом туре проигравшего Гомешу Жуниору: он набрал 23 процента против 49-ти.

Яла — не только лидер баланте, составляющих 30 процентов населения страны. Он давно и активно участвует в политике, избирался президентом в 2001 году, но был смещен через три года в результате военного переворота. Интересно, что в 2008 году католик Яла поехал в Марокко и вернулся оттуда уже Мохаммедом, став приняв ислам в суннитском варианте. Его цель, безусловно, была в том, чтобы победить на президентских выборах в стране, где 46 процентов населения исповедуют ислам и лишь 8-10 процентов — христианство.

Проиграв в первом туре, Яла обвинил правительство в подтасовке результатов и отказался участвовать во втором туре. Всего через 12 часов мятежники совершили переворот и объявили, что хотят сформировать переходное правительство и устроить новые выборы. Случайное ли это совпадение? После недавнего переворота в Мали и провозглашения государства Азавад идея восстановления исламской империи в Африке не выглядит столь уж невероятной.

Читайте также: Туареги провозгласили государство Азавад

Интересна международная реакция на события в Гвинее-Бисау. При формальном осуждении в Совбезе ООН и руководителями США и Евросоюза Африканский союз, ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки) и CПГ заняли позицию страуса, спрятавшего голову в песок. ЭКОВАС упорно продолжает называть переворот его "попыткой", словно надеется, что скоро все само рассосется. Его позиция вполне понятна: Франция, через франкоязычные страны ЭКОВАС борющаяся за сферы влияния в регионе, выжидает.

СПГ же никак не может выработать совместную позицию. Ангола заявила, что выведет свою военную миссию и ничего, кроме осуждения, предложить не может. Португалия объявила о готовности спецназа вылететь на защиту своих граждан, а Бразилия обратилась в Совбез ООН. Все ждут развития ситуации, поскольку военные в Бисау никогда долго власть не держат, очень быстро передавая ее тем, кто за ними стоит. Возможно, тогда международные структуры начнут действовать.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить