Вместо пяти в водительских правах будет девять категорий

Российских водителей "закатегорили" по полной

Правильно говорится: чем шестеренка меньше, тем больше приходится крутиться. Казалось бы, жизнь простых российских автолюбителей с отменой техосмотра облегчилась, да не тут-то было! Дабы жизнь медом не казалась, Госдума в первом чтении утвердила новые положения закона "О безопасности дорожного движения" и изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Вокруг этого нынче и разгораются жаркие споры. На пользу или во вред автомобилистам изменения в законах?

Вроде бы с виду ничего такого "вредного" новые изменения в законодательство не несут. Но это только "с виду". На самом деле изменения кардинальные, и пока не слишком верится в то, что простым российским автомобилистам "полегчает". А, может быть, совсем наоборот. Во всяком случае, на автомобилистских форумах и блогах такое видение событий уже вовсю высказывается. Хотя не меньше, пожалуй, и голосов "за". Кого слушать и что делать — голову можно сломать.

Итак, в ближайшем будущем вместо всего лишь пяти категорий в водительских удостоверениях будет аж девять основных категорий да еще плюс к этому шесть подкатегорий. Но все дело в том, что, судя по первым комментариям официальных лиц, законодательные нововведения подразумевают некоторое увеличение расходов для простых автовладельцев. Почему я все время педалирую на слово "простые"? Да потому что, так сказать, "сложным" автомобилистам совершенно начхать — у них кошельки потолще.

Читайте также: Автомобиль: с ветерком на тот свет

Это как в частушках про повышение цен на водку начала 80-х годов прошлого века: "Передайте Ильичу, нам и десять по плечу!". Как всегда, нововведения больше всего шарахнут по головам (и кошелькам) обычных ниже-средних слоев населения, в первую очередь, по пенсионерам. Интересно, что в законопроекте предложено сократить для пенсионеров срок действия водительских прав с 10 до пяти лет.

Впрочем, не все автомобилисты протестуют, некоторые нововведения активно поддерживают. Причем их позиции достаточно крепки. Ситуацию комментирует "Правде.Ру" член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Васильевич Шмидт:

"Я сам автомобилист с 20-летним стажем, не представляю себе жизни, а, главное, работы без "четырехколесного партнера". Пока я знаю о законопроектах лишь из прессы, но, как видится, не вся пресса дает полную информацию по этой теме. Увы, зачастую газеты или информационные агентства дают слишком "эмоциональную" версию событий, вместо того, чтобы дать как можно больше фактологической составляющей информации. Итак, давайте почитаем внимательно хотя бы сообщения прессы о новых законопроектах, касающихся автомобилистов России. Если смотреть эмоционально на эту проблему — то она негативна. А если смотреть на нее вдумчиво и с государственнических позиций — то она очень полезна.

Вдобавок к категории А, дающей право на управление мотоциклами, вводится специальная подкатегория А1 — для управления легкими мотоциклами с рабочим объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и максимальной мощностью 11 киловатт (около 15 лошадиных сил). Управлять мотоциклами, так же, как и сейчас, можно будет с шестнадцати лет. Представьте себе сотни тысяч нынешних малолетних "самоубийц", не знающих правил дорожного движения, на всякого рода мотороллерах и прочей двухколесной "мелочи".

"Правда.Ру", помнится, много раз писала об этой проблеме — юные мотоциклисты, нарушающие на дорогах все и вся, просто-напросто подвергают опасности других участников дорожного движения. При сдаче экзаменов на категорию А1 владельцы "двухколесников" будут обязаны хотя бы ПДД выучить! Ведь это здорово.

Читайте также: Моноциклы вытеснят автомобили

Хотя стоит сказать, что в утвержденный в первом чтении вариант законопроекта все-таки не попала активно обсуждавшаяся и присутствовавшая в изначальном тексте законопроекта категория "М". В нее должны были попасть мопеды, скутеры и легкие квадроциклы с двигателем объемом не более 50 кубиков и максимальной скоростью не больше 50 километров в час. В ходе обсуждения депутаты почему-то решили, что водители таких транспортных средств могут остаться "бесправными". Вот тут-то, мне кажется, что-то они не додумали. По-моему, легкие мопеды и скутеры, управляемые "бесправными" водителями, по большей части очень юными, не менее опасны, чем те же легкие мотоциклы.

Идем далее. Категорию В, позволяющую управлять легковыми автомобилями массой не более 3,5 тонн, дополнит подкатегория В1, в которую войдет управление трициклами и квадроциклами. Тут то же самое: по сути, законодательство как бы официально признает существование подобных транспортных средств, о которых еще лет 15 назад наши автомобилисты и не слыхивали.

Грузовые автомобили массой не более 3,5 тонн будут отнесены к категории С, а вот грузовые машины массой от 3,5 до 7,5 тонн (их сейчас, согласитесь, немало) — к подкатегории С1. Предлагается разделить также и категорию D. Сейчас такие права позволяют управлять равно как маршрутками, так и большими двухэтажными автобусами.

Читайте также: Откажись от авто — и будет счастье

То есть, простите, гастарбайтер, который худо-бедно научился рулить раздолбанной маршруткой, вполне сейчас имеет право управлять и огромным междугородным автобусом. Вы в такой автобус лично сядете? Сомневаюсь. Вот для таких-то вот случаев и вводится категория D1. В общем, кому потребуются права на микроавтобусы, не придется осваивать в полном объеме программы подготовки для водителей пассажирских автобусов и большегрузных фур.

Для управления трамваями и троллейбусами вводятся две новые категории — Tm и и Tb. Раньше водителям этих транспортных средств вовсе не приходилось получать права на управление. Следующий пункт: отдельная категория вводится и для водителей, предпочитающих только автоматическую коробку передач. То есть те, кто будет сдавать экзамен на управление именно таким автомобилем, к управлению механической коробкой допущены не будут.

Водитель, управляющий "механикой" с правами на "автомат" будет наказан как за управление автомобилем без прав. По-моему, тут есть незыблемая логика. Любой водитель знает существенную разницу между "автоматом" и "механикой", и водители на такие типы машин готовятся совершенно по-разному.

Не будем утомлять читателей дальнейшими подробностями, по-видимому, надо дождаться принятия поправок в "автомобильное" законодательство в последнем чтении. Но уже сейчас ясно, что даже в нынешнем виде поправки вполне могут принести пользу и не принести вреда. Так что не стоит ругать наших депутатов. Тем более, что принимать поправки все равно придется.

Поясню. Вообще поводом для введения поправок депутаты использовали изменения Венской конвенции 1968 года о дорожном движении, принятые нами еще в 2006 году. В 1974 году СССР ратифицировал эту конвенцию, и Россия, как правопреемник Союза, обязана "синхронизировать" собственное законодательство с изменениями в Конвенции"!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить