22 сентября — Всемирный день отказа от автомобиля

Откажись от авто - и будет счастье

22 сентября — Всемирный день отказа от автомобиля. Впрочем, если судить по количеству машин, стоящих на приколе во дворах, половина московских водителей от личного транспорта точно отказалась — по крайней мере, в будни. Стало ли от этого легче дышать на московских улицах? Да и вообще, почему мы должны отказываться от той зоны комфорта, которую обеспечивает собственное авто?

Андрей Мятиев, создатель Музея истории велосипедного дела, много лет ездил по Москве исключительно на велосипеде. В конце 80-х и начале 90-х это было в удовольствие. Но постепенно оно превратилось в смертельно опасный аттракцион.

"Дело даже не в количестве транспорта, которое начало расти примерно с конца 90-х годов. Резко упал уровень водительской подготовки. В результате на дорогах — полный хаос", — уверен Андрей. Сам он в последнее время пересел на автомобиль. Говорит, что из-за переезда за город. Но, видимо, нежелание каждый раз играть в русскую рулетку, выезжая на велосипеде на дорогу, тоже сыграло свою роль.

Читайте также: Электроэнергия автомобильных пробок

А вот председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров, наоборот, сменил машину на мопед — во всяком случае, на весенне-летний период. Время в пути значительно сократилось, правда, возникла другая проблема — где хранить транспорт, украсть который проще простого.

Согласно международным рейтингам, составленным автомобильными экспертами, Москва продолжает удерживать одно из первых мест в мире по длительности пробок — в среднем 2,5 часа. Те, кто не хочет тратить такое количество времени на бессмысленное сидение в машине, давно отказались от личного транспорта. То, что этих людей никак не меньше половины от общего числа московских автовладельцев, можно судить хотя бы по количеству автомобилей, каждое утро остающихся на приколе во дворах. Поэтому особенно забавно слышать напоминания о Международном дне отказа от машин в метро, а заодно и призывы "сделать город чище".

Читайте также: "Бомж-авто": брошены хозяином, не нужны властям

Да и вообще, почему мы должны от чего-то отказываться? Не спорю, автомобили загрязняют воздух и "устраивают" автокатастрофы. Но мобильные телефоны, как выясняется, тоже опасны для здоровья. А увлечение интернетом затягивает вплоть до нежелания общаться с внешним миром. Ну и что? У любой медали две стороны. В конце концов, с такими же призывами можно обращаться к производителям автомобилей, чтобы они быстрее разрабатывали и запускали в серию более дешевые машины, не загрязняющие воздух. А еще лучше — требовать от ученых, чтобы изобрели экологически чистую и недорогую замену бензину.

Рассчитывать на экологическую сознательность граждан, когда вокруг полно рекламы автомобилей буквально на любой вкус, а кредитная система их покупки довольно доступная, по меньшей мере смешно. Единственное, что может сработать — экономическая выгода и удобство от подобного отказа. "Если весь город встанет и на машине нельзя будет со двора выехать, тогда точно все начнут отказываться. А если серьезно, должна быть адекватная замена. Например, жители Подмосковья могли бы доезжать до МКАД и там оставлять авто на перехватывающих парковках. Но при условиях, если будет удобная сеть общественного транспорта на выделенных полосах. А когда автобус просто дублирует метро, как, к примеру, на Севастопольском проспекте, пользоваться им бессмысленно", — считает Алексей Дозоров.

Читайте также: Антон Чуйкин: автомобиль — всегда риск

А по мнению Андрея Мятиева, немало москвичей с удовольствием пересели бы на велосипеды, если бы для этого были созданы соответствующие условия — в первую очередь, велодорожки. Какой это дает эффект, можно судить к примеру, по немецкому Фрейбургу. Там первые велодорожки появились в 1970 году. Сегодня это уже сеть из велодорожек общей протяженностью 500 км. За эти годы доля горожан, пересевших на общественный транспорт, возросла с 11 до 18 процентов, количество велосипедистов увеличилось почти в два раза, а число личных автомобилей сократилось с 38 до 32 процентов.

Запрет на въезд в центр Копенгагена на автомобиле, а также создание удобной инфраструктуры для велосипедистов очень благотворно повлияли на здоровье датчан. Благодаря их повальному увлечению ездой на велосипеде, число сердечно-сосудистых заболеваний резко пошло вниз.

Как считает Алексей Дозоров, подобные меры могли бы оказать положительное действие и у нас. "Люди в большинстве своем прагматичны: что удобнее, то и используют", — уверен он. Хотя, конечно, фактор имиджа и престижа тоже со счетов сбрасывать не стоит. В конце концов, сама идея Международного дня без машин появилась во Франции в 1998 году, но за эти годы французы так и не отказались от автомобилей, а Париж признан городом с наихудшей системой транспортного движения в Европе. Правда, их жалобы на то, что "транспортные заторы добавляют по 10 минут к каждой получасовой поездке", могут показаться нам детскими капризами. О таких "пробках" москвичи могут только мечтать.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить