Никакие меры по снижению ДТП в РФ не приносят заметного результата

Автомобиль: с ветерком на тот свет

Кажется, Лев Троцкий, будучи Реввоенсовета молодой советской республики, заметил, что беды общества в наибольшей степени концентрируются в армии. Перефразируя создателя Красной армии, можно, наверное, сказать, что беды нашего нынешнего социума в наибольшей степени сконцентрированы не в российской армии (при всех тамошних минусах), а на дорогах. И дело тут похлеще, чем в пресловутом сочетании "дураки и дороги".

У нас весьма распространено мнение, что нарушение правил дорожного движения — это нарушение водителя перед представителем государства в лице инспектора ГИБДД, а не перед другими участниками дорожного движения. Отчасти такой позиции способствует "деятельность" самих гаишников, которые не стремятся к предотвращению дорожных правонарушений. Вспоминается шутка эстрадного сатирика Михаила Задорнова: "Ну в какой еще стране гаишник забывает сказать: "Ваши документы!" и сразу же говорит: "Ваши деньги!"?"

На прошлой неделе мозг сносило от новостей про аварии на российских дорогах. Кроме столицы — где ситуации и без того патовая — приходили трагические сообщения из российских регионов. Начало новой недели — и снова печальные сводки…

Читайте также: Откажись от авто — и будет счастье

Ситуацию никак не могут выправить ни драконовские меры против пьяных за рулем, ни видеоконтроль за дорожным движением. Вот опять сообщают про очередную акцию, точнее федеральную программу, направленную, как явствует из самого названия на "Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг." Российское правительство всерьез полагает, что этот документ будет способствовать снижению числа дорожных аварий почти в два раза. Один из предложенных методов — жесткий контроль за нарушениями правил дорожного движения. А одним из важнейших пунктов — пропаганда корректного поведения на дорогах, направленная как на автомобилистов, так и на пешеходов.

Как заявил РБК daily начальник отдела организации дорожного движения департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко, число погибших должно сократиться с 32,5 тысяч до 17,7 тысяч человек в год.

"Программа должна быть направлена на продолжение разграничения транспортных и транспортно-пешеходных потоков во времени и пространстве — внеуличные пешеходные переходы, мосты, тоннели, путепроводы, транспортные развязки, светофорные объекты, на жесткий и повсеместный контроль за нарушением правил дорожного движения водителями и пешеходами с использованием средств фото- и видеофиксации, работающих в автоматическом режиме", — сказал высокопоставленный чиновник в интервью изданию.

Читайте также: Антон Чуйкин: автомобиль — всегда риск

Кажется, что уже в верхах схватились за голову, от творящегося на дорогах беспредела. Этим жаргонным блатным словечком из языка уголовников в конце прошлого века стали называть всю ситуацию в стране. Теперь она ужалась, но в отличие от шагреневой кожи, вовсе не думает сокращаться и прочно обосновалась на российских больших и малых дорогах.

Одной из причин — на наш взгляд самой важной — является отсутствие неотвратимости наказания для лиц, совершивших правонарушения, в результате чего произошли аварии или пострадали люди. Кажется, любой школьник понимает, что наказывать необходимо за любой проступок, совершенный на дороге. Наказывать в полном соответствии с законом и вне зависимости от того, есть ли жертвы и кто находился за рулем транспортного средства.

В то же время почти каждый школьник в нашей стране прекрасно осведомлен, что есть среди нас дяди и тети, которых не тронут даже в том случае, когда по их вине погибли люди. Даже тогда, когда их личности известны и факт вины установлен в судебном порядке. Даже тогда, когда дело приобретает общественный резонанс, судьи порой плюют на общественное мнение.

Читайте также: "Купил права? Купи машину!"

Как результат такого образа действия, воспитывающего правовой нигилизм, на дорогах все чаще случаются разборки (еще одно словечко из лексикона братвы). Водители стреляют в друг друга из травматического оружия и режут ножами. Чаще в ход идут кулаки и удары, нанесенные дверями авто, которые с силой закрывают, стремясь нанести как можно более болезненный удар по конечностям другого водителя. Недавно очередной такой ролик появился в сети. И тут сказывается не только неудовольствие от того, что тебя подрезали или не пропустили. И неважно, произошло это в действительности или же показалось.

Автор этих строк был свидетелем того, как стоявшая на светофоре машина, за рулем которой сидела женщина, не успела проехать перекресток, чтобы в стать в нужный ряд. Ее авто стояло вторым, но пока водитель соображала, ее успели объехать несколько машин, которые и заняли предназначавшееся для нее место. Светофор на этом перекрестке настолько быстро горит "зеленым", что даже при самых благоприятных обстоятельствах на него успевают проехать не более двух-трех машин.

В результате хвост ее машины перекрыл почти весь запруженный транспортом перекресток, в отместку за что водители-мужчины покрывали бедняжку отборным матом. Возможно, у нее случился стресс, поскольку уже отъехав на приличное расстояние, видел, как ее машина так и не тронулась с места. Хотя возможность для этого была.

Читайте также: Купить права и… стать убийцей

Таких случаев каждый может вспомнить сколько угодно! Даже не знаешь, кто в этой ситуации виноват? Нерасторопная женщина-водитель, водители-хамы, которые, словно тараканы устремились в освободившуюся щель, дурно отрегулированный светофор, а может, вообще стресс, сопровождающий людей по жизни? В более благополучных странах, флегматичные северяне, а не горячие южане, способны оскотиниться в двух случаях: либо в баре, либо в авто. Причем из бара его скорее вынесут в стельку пьяного, чем скрутят буяна, но на дорогах!…

Так хочется быть оптимистом и поверить, что количество жертв ДТП сократится. Но при все увеличивающемся парке автомашин, росте числа "неопытных" водителей, отсутствии адекватной системы наказания за правонарушения, мздоимстве, при наличии "неприкасаемых" каст в лимузинах, и — черт побери! — обычной человеческой нервозности — слабо верится в успех новой программы.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить