"Бабушка перформанса" поразит Россию

Перформанс — одна из самых популярных форм современного искусства. Особенно любят его художники, которые нередко доходят в своих акциях даже до членовредительства. Но всем молодым возмутителям спокойствия, которые не могу придумать ничего лучше, чем обнаженка или фаллические символы, далеко до югославской художницы Марины Абрамович, которая проведет свою очередную акцию в Москве.

Перформансы югославской художницы Марины Абрамович — это уже "классика жанра". Современные художники, эпатирующие общественность публичным обнажением (а то и кое-чем похлеще), забывают, что цель перформанса — не просто привлечь внимание к персоне художника, шокировать общественность и создать творцу бесплатную эффективную рекламу, но донести с помощью шока и сотрясения устоев мысль художника до зрителя.

У Марины Абрамович, которую называют "человек о двух головах", "гермафродит" и "бабушка эротического перформанса", например, одним из самых известных перформансов является инсталляция "Отношения в пространстве", где двое обнаженных людей — художница и ее партнер (немецкий художник Улай, любовник и друг Марины) выстраивали модель отношений между мужчиной и женщиной. Они в течение часа соприкасались друг с другом обнаженными телами, терлись друг о друга, терзали, мучили, причиняли боль и, наконец, разбегались в разные стороны.

Известны и другие шокирующие эксперименты Марины — она вырезала себе на животе пятиконечную звезду, намекая на то, что есть знаки, которые стоят на людях от рождения, и те не могут их стереть, хоть это всего лишь печать о гражданстве в паспорте. Другой рискованный перформанс художница провела, разложив на столах "72 предмета боли и удовольствия". Арбамович стояла неподвижно, а зрители могли с помощью этих предметов причинять ей удовольствие или боль.

Читайте также: Удаление ребер — это… боди-арт

Там были перышки, ножи, розы с шипами и даже пистолет, заряженный одной пулей. Зрители сначала осторожно трогали одежду художницы, рассматривали предметы, но постепенно их действия становились все более агрессивными. В основном люди выбирали "предметы боли". Перформанс длился несколько часов, и за это время одежда неподвижно стоящей Абрамович превратилась в изрезанные лохмотья, а ее тело покрыли ссадины. После окончания эксперимента художница пошевелилась и пошла вперед, прямо на зрителей. Те отхлынули от нее и даже бросились в панике бежать.

Фото: AP

Сама Абрамович считает, что "перформанс — это диалог, энергетический обмен. Зритель, как собака, чувствует, замечает все ваши состояния. Если вдруг художник не уверен в себе или находится не в нужном состоянии духа — зритель просто перестает концентрировать внимание и уходит".

Не все работы Абрамович отличались членовредительством. Так, в 1975 году она провела перформанс Art Must be Beautiful, Artist Must be Beautiful ("Искусство должно быть прекрасно, художник должен быть прекрасен"). Художница, вооружившись двумя расческами, в течение долгого времени тщательно, как заведенная, расчесывала волосы, иногда скандируя: "Art must be beautiful, artist must be beautiful". Таким образом она хотела высмеять устоявшееся представление о том, что искусство обязано быть для зрителя "красивым".

Осенью 2011 года ретроспективная выставка Марины Абрамович пройдет в Москве, в культурном центре "Гараж". Для своей выставки Marina Abramovic: The Artist is Present художница планирует отобрать 39 человек — все они должны обладать танцевальными навыками, быть готовыми к выступлениям в обнаженном виде, а также обладать физической и эмоциональной устойчивостью. К участию приглашаются мужчины и женщины, предпочтительный возраст 20-64 года. Хотя художница и принимала неоднократно участие в московских выставках, это первый ее персональный проект такого масштаба.

Каким острым блюдом порадует российскую столицу "бабушка перформанса", остается только гадать. В одном не приходится сомневаться — зрители будут под впечатлением. И наверняка под не меньшим впечатлением окажутся и российские молодые художники, которые активно осваивают перформанс. Остается надеется, что увидят в работах Абрамович они не только обнаженные тела и саморекламу на скандале, но и подтекст, без которого любой перформанс превращается в дешевый прием привлечения внимания к посредственности.

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить