Мьянме не выбраться из числа "стран-изгоев"

В одной из самых закрытых стран мира — Мьянме (бывшей Бирме) 7 ноября состоятся первые за последние 20 лет выборы. Об этом 12 августа было объявлено по государственному телевидению.

Голосование пройдёт в соответствии с конституцией, принятой два года назад. Тогда правящая в стране военная хунта объявила о том, что в 2010 году страну ждут выборы в высшие органы власти. Как видно, слово своё военные сдержали.

Кто будет участвовать в голосовании — пока остаётся тайной. Однако местные оппозиционные СМИ сообщают, что руководителя запрещённой прозападной Национальной лиги за демократию (НЛД), лауреат Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи до выборов не допустят. В связи с этим критики называют предстоящее голосование профанацией, призванной обеспечить сохранение у власти правящего режима.

Мьянма — большое 50-миллионное государство с древней историей и величественными буддийскими храмами, способными привлечь к себе миллионы туристов. Однако, в отличие от соседнего Таиланда, туристическим раем страна не стала. Собственно говоря, к этому особо не стремится правящая военная хунта, которая ограничивает передвижение иностранцев по стране и запрещает им въезд в некоторые районы. Контакты властей Мьянмы с коллегами из других стран носят весьма ограниченный характер.

После Второй мировой войны это государство (тогда ещё носившее название Бирма), бывшее с конца XIX века колонией Великобритании, обрело независимость. И с 1949 года по сей день здесь идёт кровавая гражданская война практически по формуле "все против всех".

Её участники часто выступают под идеологическими лозунгами (коммунисты, демократы, националисты и т. п.), но иногда речь идёт просто о столкновениях желающих поделить наркотрафик. Сегодня Мьянма — один из крупнейших в мире производителей опиатов. По этому печальному показателю её опережает только Афганистан. И это несмотря на то, что за продажу и употребление наркотиков в стране установлена смертная казнь.

Читайте: Перебежчик из ядерного батальона напугал США

О демократии и свободных выборах в таких условиях говорить вряд ли приходится. Хотя попытки были. Так, в 1950-е гг. премьер-министром страны несколько раз был У Ну, стремившийся поставить страну на демократические рельсы. Однако он не смог справиться с многочисленными повстанческими группировками, экономика не развивалась. Как итог — в 1962 году к власти пришли военные во главе с генералом Не Вином.

Фото: AP

Хунта сформировала Революционный совет, взяла курс на построение национальной разновидности социализма, основала Партию бирманской социалистической программы и запретила прочие политические организации. Бирму ждала национализация собственности как иностранцев, так и местных предпринимателей, хотя полностью частный капитал ликвидирован не был. Тогда же объявлялось о прекращении эксплуатации крестьян. Однако хорошая теория так и не была воплощена на практике.

Постепенно в стране с жарким тропическим климатом наступил голод, из магазина исчезли все виды товаров. Усиливались политические репрессии в отношении противников режима. Какую-то помощь стране мог оказать Китай, на который ориентировалась Бирма. Но жители Поднебесной были озабочены собственной культурной революцией, и им было не до бирманцев. Контрабандисты богатели, народ нищал.

В 1987 году в стране была объявлена деноминация, и 80 процентов денег просто оказались выведенными из оборота. Это породило волну массовых протестов, вслед за экономическими требованиями стали раздаваться и политические. Почувствовав, что власть военных зашаталась, активизировались различные правозащитные организации, связанные с США, Великобританией и другими странами Запада.

Весной 1988 года в столице страны Рангуне (ныне — Янгон) была подавлена массовая студенческая демонстрация. Осенью того же года к власти пришёл "Госсовет по восстановлению закона и порядка", состоящий в основном из военных. Спустя год он объявил о переименовании страны из Бирмы в Мьянму — мол, для избавления от колониального наследия. Но многие страны Запада (например, Британия) переименований не признали.

Во многом под давлением извне (тогда в Европе рушились коммунистические режимы, и Запад, окрылённый успехом, старался сделать всё, чтобы лояльные ему силы оказались у власти и в Азии) весной 1990 года в Мьянме прошли выборы в Конституционную ассамблею, которая должна была выработать новое государственное устройство страны. Убедительную победу по результатам голосования одержала Демократическая лига во главе с Аун Сан Су Чжи. Однако военные итогов выборов не признали, поместив политика под домашний арест. Жизнь в стране практически не изменилась.

С тех пор отношения Мьянмы и ведущих стран Запада окончательно испортились. США несколько раз включали это азиатское государство в число "стран-изгоев" и "оси зла" наряду с КНДР, Ираном и Кубой. Американцы и европейцы требовали проведения в Мьянме свободных выборов, но военные на это не шли. Аун Сан Су Чжи провела под домашним арестом 15 из последних 20 лет своей жизни, в 1991 году ей присудили Нобелевскую премию мира как борцу за демократию. Мьянма фактически оказалась в международной изоляции.

Фото: AP

В 1997 году у власти в стране оказался Государственный совет мира и развития, правящий до сих пор. Он сумел добиться некоторого прорыва изоляции. Мьянму приняли в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), но отношения с соседями всё ещё носят ограниченный характер. Внутри страны продолжается строительство социализма, что контрастирует с бурным развитием капитализма в соседних Таиланде, Малайзии, даже официально всё ещё социалистическом Вьетнаме.

В 2007 году по Мьянме прокатилась волна массовых беспорядков. Выступление буддийских монахов переросло в политический протест против существующего строя. Бунт был подавлен, несколько тысяч человек погибли. Страны Запада обрушили на правящую хунту новую серию обвинений в бесчеловечности и нарушении прав человека. Правда, некоторые эксперты утверждают, что волнения были организованы как раз США и Великобританией.

И вот теперь страну ждут выборы. Есть большие сомнения, что Запад признает результаты предстоящего голосования, если к участию в выборах не допустят Аун Сан Су Чжи, которая давно уже стала символом "борьбы за демократию" в Мьянме. Но, похоже, этого хунта делать не собирается. В марте был принят закон, по которому лица, находящиеся в заключении, не имеют права выдвигать свои кандидатуры. С учётом того, что срок ареста диссидента истекает как раз в ноябре — месяце голосования.

Так что говорить об окончании изоляции Мьянмы и вычеркивании её из числа "стран-изгоев" вряд ли в ближайшее время придётся. Тем более, что в последнее время на Западе всё чаще звучат голоса о том, что военная хунта может вести разработки ядерного оружия. Что, учитывая низкий уровень развития страны, выглядит сомнительно.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Петр Шмелев
Петр Шмелев — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить