Спикер "несогласных"

Председатель  Совета Федерации и лидер "Справедливой России" Сергей Миронов стал единственным сенатором, проголосовавшим против принятия поправок, расширяющих  полномочия ФСБ. Таким образом он отреагировал на обращения представителей несистемной оппозиции, считающих, что поддержанный президентом страны законопроект приведёт к "антиконституционному ограничению прав личности" и "возрождению  худших и незаконных практик  тоталитарного государства".

На этой неделе Совет федерации одобрил законопроект "О федеральной службе безопасности", ранее прошедший все три чтения в Государственной думе. 121 член Совфеда проголосовали за введение поправок, наделяющий ФСБ правом заниматься профилактикой преступлений.

Cотрудники ведомства отныне смогут объявлять гражданину обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для преступлений, относящихся к ведению ФСБ - это госизмена, шпионаж, разглашение гостайны, терроризм, контрабанда (всего 15 статей УК).

По мнению экспертов, данная норма позволит резко снизить количество преступлений, поскольку своевременное вмешательство правоохранителей может уберечь от рокового шага потенциальных правонарушителей, по тем или иным причинам не представляющих степень опасности своих действий и их последствий как для себя, так и для общества.

Ряд пунктов закона вызывал определённые нарекания со стороны парламентариев, которые  после консультаций с правозащитниками внесли в текст законопроекта  определённые правки. В прошлую пятницу Госдума большинством в 354 депутата приняла в третьем чтении данные поправки, после чего итоговый документ ушёл на рассмотрение в Совет Федерации.

Принятие нижней палатой российского парламента поправок в закон об ФСБ вызвал шквал возмущения со стороны тех, кого принято называть несистемной оппозицией - представитетелей движений и организаций, действующих (или предпочитающих действовать) за рамками правового поля. По их мнению, этот законопроект дает сотрудникам ФСБ возможность подвести базу экстремизма под простое проявление несогласия.

Читайте также: Сенсация со знаком минус

"Этот закон направлен против оппозиции. Они боятся независимых людей. Это драконовская мера, очень напоминающая наше репрессивное прошлое", - заявил один из лидеров "Солидарности", постоянный участник "маршей несогласных" Борис Немцов.

Фото: AP

Писатель Эдуард Лимонов также утверждает, что "существует не то что реальная опасность, а я совершенно уверен, что ФСБ будет использовать эту новую данную ему возможность для репрессивного влияния на протестных граждан". При этом Лимонов провёл параллели между законом о новых полномочиях ФСБ и других, по его мнению, репрессивных законопроектов, запрещающих продажу спиртных напитков в ночное время. "Это репрессивно надвигаются на гражданина и его свободы, это плохо", - пояснил он.

По привычке на сторону "несогласных" встал и Совет по правам человека Эллы Памфиловой, в своём заявлению  указывающий, что "такого рода возрождение  худших и незаконных практик тоталитарного государства - с целью посеять страх и недоверие в людях - не может быть воспринято обществом иначе как легитимизация подавления гражданских свобод и инакомыслия".

У противников  закона оставалась последняя надежда на Совет Федерации. 16 июля Людмила Алексеева, Лев Пономарев, а также другие российские правозащитники и сочувствующие несистемной оппозиции общественные деятели обратились с открытым письмом к спикеру Совета Федерации Сергею Миронову с призывом не поддерживать законопроект.

В тексте обращения отмечалось, что "концепция предлагаемого закона остается прежней и чрезвычайно опасной", а потому "руководство страны должно сделать выбор между созданием настоящего правового государства и ограничением прав граждан путем усиления власти спецслужб, которое правозащитники называют "антиконституционным".

"Наша страна сейчас объективно оказалась перед выбором - либо трудный и долгий путь к подлинно правовому государству, либо - антиконституционное ограничение прав личности и возвращение к произволу "в законе", устрашению инакомыслящих, контролю спецслужб за мирными действиями граждан. Выбор за вами - защитите Право, отклоните законопроект о спецпрофилактике!", - призывали авторы письма. 

Свою точку  зрения на эту проблему высказал и  президент России Дмитрий Медведев. "Это наше внутреннее законодательство, а не международный акт. Каждая страна имеет право на совершенствование законодательства", - заявил Медведев, отвечая на соответствующий вопрос журналиста в ходе совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Президент также сообщил, что лично инициировал законопроект о расширении полномочий ФСБ, расставив таким образом все точки над i.

Тем не менее, обращение "несогласных", похоже, произвело  на спикера неизгладимое впечатление. По крайней мере, критикуя предлагаемые поправки он использовал ту же самую риторику, что и несистемные оппозиционеры. По словам лидера "эсэров", у него вызывает сомнение "абсолютно свободная формулировка" закона, дающая ФСБ право выносить предупреждения. "Я считаю, что в наших реалиях, даже может быть разумные некие вещи всегда будут кончаться какой-то такой политической цензурой и каким-то ненужным преследованием", - заявил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы". 

Фото: AP

В итоге, Сергей Миронов оказался единственным членом Совета Федерации, кто проголосовал против принятия поправок. Чем, судя по всему, заслужил признательность со стороны "несогласных" и, как и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, теперь всегда может рассчитывать на поддержку тех же самых лимоновцев.

Следует отметить, что господин Миронов не впервые демонстрирует отличную от большинства (а также политической линии государства) позицию. В марте 2002 года, Сергей Миронов, будучи председателем Совета Федерации и находясь в составе российской парламентской делегации на Ближнем Востоке, не пожелал встретиться с Ясиром Арафатом, сравнив борьбу с палестинским террором в Израиле с аналогичными действиями России в Чечне и войной с талибами в Афганистане.

В ноябре 2006 года спикер СФ стал единственным проголосовавшим против принятия поправок в избирательное законодательство, отменяющих порог явки на всех выборах, устанавливающих новые основания для отмены регистрации кандидатов и партий, лишая права быть избранными не только осужденных за экстремистские действия по Уголовному кодексу, но и нарушивших КоАП по статье 20.3 за пропаганду и демонстрацию нацистской символики.

В мае этого года лидер "эсэров" отказал в поддержке на президентских выборах 2012 года действующим главе государства и премьер-министру. Да и в целом партия время от времени позволяет себе заигрывать с маргиналами: то представителя регионального отделения Объединённого гражданского фронта во главе избирательного списка выдвигают, то совместные с деструктивными политическими силами митинги проводят. 

По сути, подобными  заявлениями и действиями Сергей Миронов выталкивает "Справедливую Россию" из системной политики. До неприличия тесные заигрывания с "несогласными", использование их риторики и аргументации низводит его партию до уровня той же самой "Солидарности", "Рот-фронта" или "Другой России". Разумеется, что подобное сравнение свидетельствует отнюдь в не в пользу "эсэров".

На сегодняшний  день "Справедливая Россия" со всеми  своими достоинствами и недостатками является вместе с КПРФ, ЛДПР и "Единой Россией" системообразующей партией (о чём, кстати, неоднократно говорил и Дмитрий Медведев). Сползание "эсэров" в поле маргиналов действующую политическую систему, конечно, не разрушит, но на какой-то момент дестабилизирует, что может привести к весьма неприятным последствиям.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить