Война в Судане

Юг и Север Судана: война из-за армии и нефти

Не успели в Южном Судане официально подвести итоги недавнего референдума о самоопределении, на котором избиратели высказались в поддержку независимости, как между южанами и северянами возобновились столкновения. В результате погибли по меньшей мере 50 человек, в том числе гражданские лица и дети.

Примечательно, что столкновения произошли при разделе подразделений единого Судана. Северяне не согласились с тем, как хотели поделить вооружение, включая боевую технику, южане, предложившие это сделать "по справедливости".

Скорее всего, эти столкновения являются предвестниками возобновления противостояния между Севером и Югом, разгоревшегося еще в 1959 году. Изначально его причиной было то, что, уходя из Африки, европейские и, в первую очередь, английские колонизаторы создавали государства с прочерченными по линейке границами, совершенно не учитывая желания тех, кто жил на их территории. Не стал исключением и Судан.

Попытки исламского Севера навязать анимитско-христианскому Югу шариат во многом и вызвали кровавую войну, стоившую, по разным данным, от двух до четырех миллионов погибших. Ситуация усугублялась тем, что именно на юге находится 80 процентов нефтяных месторождений страны, за разработку которых между иностранными компаниями (в первую очередь, западными и китайскими) идет острая конкуренция.

В 2005 году стороны достигли перемирия и условились, что будущее страны будет решено на январском референдуме 2011 года. Напомним, что накануне его проведения президент Судана Омар аль-Башир посетил столицу Южного Судана Джубу, пообещав не только признать в случае необходимости новое государство, но и помочь южанам создать "безопасное и стабильное государство". Один из вариантов — "равноправный союз" двух Суданов "наподобие Евросоюза".

Впрочем, как показали последние стычки, "равноправие" из Хартума видится довольно странное. Самые же интересные события предстоят потом, когда будут решаться вопросы посерьезнее оружия.

Дело в том, что международное сообщество, под патронажем которого проходил референдум, не урегулировало целый ряд болезненных вопросов. В первую очередь, речь идет о границах между двумя государствами и прав на проживание. Стороны так и не решили, как быть с тремя центральными провинциями (Абья, Южный Кордофан и Голубой Нил) уже бывшего единого Судана, на долю которых приходится едва ли не половина всей добываемой в стране нефти.

Фото: AP

Напомним, что в этих провинциях, в которых до перемирия 2005 года шла ожесточенная борьба, также должен был проводиться референдум относительно их будущего. Ситуация усложнялась тем, что на их территории проживает смешанное население: оседлое негритянское, преимущественно анимитское и христианское по вероисповеданию, и кочевое арабо-мусульманское.

Еще в 1980-х годах представители негроидной расы составляли здесь большинство, однако официальный Хартум, проводивший здесь геноцид, добился заметного изменения национального состава населения в свою пользу. Ему удалось сократить диспропорции с помощью этнических чисток и насильственного перемещения негроидов на север страны.

А в случае с Южным Кордофаном Хартум поступил еще более интересно: он объединил его с Северным Кордофаном в одну провинцию, в результате чего арабское население стало заметно преобладать над негроидным.

Читайте также: Миру угрожает новая нефтяная война

Как бы там ни было, но в результате одна часть населения выступила за отделение этих провинций от Хартума, а другая — резко против. В связи с этим стороны и посредники попытались найти соломоново решение и в результате еще больше запутали ситуацию.

Изначально жители Абьи рассчитывали на проведение точно такого же референдума, как на остальной территории Южного Судана, однако его решено было отложить из-за того, что официальный Хартум наотрез отказался предоставлять независимость этой провинции. Данное решение было принято не в последнюю очередь из-за острого противостояния между живущими здесь арабами и представителями негроидных племен.

В двух остальных провинциях вообще предполагалось проведение не плебисцита как такового, который бы имел реальную силу, а "консультаций с населением", что не устраивало представителей освободительного движения.

Понятно, почему Север так цепляется за эти провинции: на их территории находится до половины месторождений черного золота. Разумеется, просто так отдать их северянам южане тоже не могут.

С другой стороны, у последних существует большая проблема. Северяне действительно согласны отпустить Юг в свободное плавание при условии, что доходы от эксплуатации нефтяных месторождений они будут делить поровну.

Южане, указывающие на то, что большая часть месторождений принадлежит им, против. Однако ситуацию осложняет полное отсутствие собственных трубопроводов для перекачки нефти. До этого южане пользовались соответствующей инфраструктурой, принадлежащей Хартуму.

Представители США, кровно заинтересованные в перераспределении контроля за нефтяными месторождениями, предлагают Югу пойти на сделку с Севером, пока южане не выстроили собственную инфраструктуру для перекачки нефти. Однако для этого им придется отказаться от богатых нефтью провинций Абьи, Южного Кордована и Голубого Нила. Согласятся ли они пойти на это? Ясно одно: живущее на их территории негроидное население не намерено упускать плоды победы 2005 года и будет отстаивать свои завоевания с оружием в руках.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить