Израильский капрал не стоит тысячи боевиков

Израиль не намерен менять похищенного палестинскими исламистами капрала Гилада Шалита на тысячу боевиков, как того хотел ХАМАС. Об этом заявил глава израильского правительства Беньямин Нетаньяху.

Напомним, что 1 июля 2006 г. палестинские террористы напали на израильский блокпост на границе с Сектором Газа. Во время нападения раненый капрал Гилад Шалит попал в плен. С того времени представители ХАМАС неоднократно предлагали сделку: освобождение Шалита в обмен на выход из тюрьмы большого числа палестинских боевиков. Сегодня их требование сводятся к следующему: мы освободим Шалита в обмен на тысячу своих братьев.

Однако Нетаньяху это предложение отверг. По его словам, Израиль готов дорого платить за возвращение своих граждан из вражеского плена, но эта цена должна быть разумной. Он напомнил, что Тель-Авив неоднократно освобождал террористов, меняя их на захваченных исламистами  израильских заложников. И получал в ответ усиление террора.

В частности, глава израильского кабинета министров напомнил, что прежде Израиль освободил полторы тысячи палестинских террористов, включая печально знаменитого Ахмеда Джибриля, обменяв их на шестерых израильских солдат. "Все эти люди немедленно вернулись к террористической деятельности", - подчеркнул Нетаньяху.

Он привел и другой пример подобного рода. По его словам, выпущенные на свободу террористы, которых обменяли на захваченного в 2004 г. израильского бизнесмена Эльханана Тененбаума, тут же осуществили серию терактов, в результате которых погибли 27 израильтян.

"Решение об освобождении террористов - крайне сложное для любого правительства. Освобождение террористов неминуемо приводит к гибели множества израильских граждан".

Нетаньяху считает, что испытываемое его правительством давление со стороны общественности, считающей, что для спасения захваченного капрала он должен пойти на нынешние требования террористов, "подогреваемые" в том числе и семьей Гилада Шалита, бьёт по общим израильским интересам и льёт воду на мельницу ХАМАС.

Читайте также: В осаде: Израиль отбивается от "гуманитарного" флота

Вместе с тем, Израиль не отказывается от идеи обмена. Тель-Авив согласился на новое предложение посредника из Германии, согласно которому (в обмен на освобождение Шалита) израильские тюрьмы должны покинуть 450 боевиков. Нетаньяху готов освободить еще 1000 палестинцев. Но, по его словам, камнем преткновения в диалоге с палестинскими радикалами является то, как именно должны быть освобождены боевики.  

Фото: AP

"Я сказал, что готов осуществить эту сделку немедленно", - подчеркивает председатель израильского правительства. - Но я не готов пойти на то, чтобы опасные террористы вернулись на территорию Западного берега, откуда они немедленно начнут террористические атаки на Израиль. Я готов к их депортации в сектор Газы, в Тунис, в любую страну. Но ХАМАС настаивает на том, чтобы они были освобождены именно на территорию Западного берега".

Логика в словах Нетаньяху явно отсутствует. Он готов отпустить боевиков даже в Газу, нынешнюю вотчину ХАМАС, но почему-то не хочет отправить их на Западный берег реки Иордан, контролируемый ФАТХом. Подобное заявление похоже на отговорку.

"Все мы хотим возвращения Гилада, - заключил свою речь глава правительства. - Я хочу его возвращения. Мы делаем для этого все возможное. Но на нас, среди прочего, лежит ответственность не только за Гилада Шалита, но и за всех граждан страны. Я разделяю боль семьи Гилада, но я обязан думать о тех семьях, которые потеряют своих близких в терактах, неминуемо последующих за освобождением убийц из израильских тюрем. Призыв заплатить любую цену - естественный призыв любого отца, любой матери. Как отец, как брат, как сын - я понимаю и разделяю это требование, но как глава правительства Израиля, я не могу на это пойти".

Чем объясняется противоречие в словах израильского премьера? И насколько оправдана его позиция? Эти вопросы корреспондент "Правды.Ру" задал израильскому политологу Авигдору Эскину.  

"Заявление Нетаньяху свидетельствует о том, что он не намерен осуществлять подобный обмен. И это правильно, - утверждает эксперт. - Выдвигаемые ХАМАСом условия даже не могут рассматриваться. Как вы думаете, чем займутся освобожденные преступники, чьей профессией является убивать? Нетаньяху правильно опасается повторения того, что мы наблюдали прежде при таких обменах.

И Нетаньяху, безусловно прав, что он не идет на поводу у семьи Шалит. Ведь его выбрала на занимаемый им высокий пост не одна эта семья, а весь израильский народ. Который неизбежно пострадает от терактов вышедших на свободу палестинцев".  

"Штаб за возвращение Гилада Шалита" отреагировал на заявления Нетаниягу резко: представители этой организации заявили, что перед правительством Израиля стоит задача принять решение не о том, как вернуть Гилада Шалита, а о том, жить Гиладу или умереть.

Вопрос пока остается открытым...

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить