Таежные маршруты кочевой школы


В Якутии есть не типичные для центральной России средние школы — кочевые. Учителя этих школ объезжают улусы и учат детей из отдаленных поселений. Директор одной из таких школ приехал из Олекминска и встретился с корреспондентом "Правды.Ру". Наш собеседник — заслуженный педагог и краевед Сергей Алексеев, руководитель кочевой школы "Авданна" ("Зеленый листок").

Сергей Семенович, как родилась идея кочевой школы "Авданна"?

— Эта идея ко мне пришла в 1998 году. Тогда к нам приехали французские этнографы. Они хотели пожить вместе с нынешними эвенками, чтобы понять, как они живут, что изменилось в их укладе и почему. Меня это несколько задело: человек приехал из Парижа и интересуется нашим языком, нашей историей, этнографией. А почему же наши дети к этому не стремятся? Почему они отрываются от своего очага? И тогда появилась идея создать кочевую школу. Особенно меня задело то, что французы в беседе с нашими детьми спросили: какие животные водятся в вашей тайге? И дети назвали только трех — лиса, медведь, волк. Спросили, какие в Африке живут животные? И тут они называют с десяток животных. Понимаете, в чем ужас? Знают то, о чем по телевизору показывают, а природу своего края не знают. Потому что они оказались оторваны от своей культуры, от своего языка.

— Сколько учеников в вашей школе?

И вот в нашей школе сначала было пять детей, потом — семь, пятнадцать. На сегодняшний день занимаются 25 учеников.

Все это, как я понимаю, было организовано на общественных началах…

Читайте также: Якутский хомус объединяет народы мира

— Вначале было на общественных началах, а сейчас уже существует сеть кочевых школ. В 2007 году приняли закон о кочевых школах в республике Саха (Якутия). Буквально вчера были парламентские слушания, на которых шла речь о финансировании и государственной поддержке кочевых школ…

Какие дисциплины Вы преподаете в вашей школе?

— Я учу детей родному языку, преподаю этнографию, историю, культуру, чтобы сохранить эвенкийский народ. Большая нация в любом случае будет доминировать над малым народом, мы подвергнемся ассимиляции в любом случае — это демографический процесс. Но чем дольше мой народ будет жить на этой земле, тем больше будет сохраняться гармония в отношениях людей и природы. Мы здесь жили испокон веков, и тайга была нетронутой. Потом пришла цивилизация, среди тайги построили современный город. А через 50-100 лет что будет?

Например, раньше эвенки, живя в тайге, рубили не живое дерево, а сухостой. Они считали, что дерево — это живое существо, нельзя его трогать, у него тоже есть своя жизнь. Мы смотрим на окружающий мир как на живой организм, а не как на объект наживы. Если природа исчезнет, то мы все исчезнем без всякой войны.

Вы рассказывали, что в якутскую тайгу часто приезжали иностранцы. Как складывались отношения с ними?

— В последнее время начали приходить и наши ученые и журналисты. А в конце 80-х — начале 90-х приезжали в основном этнографы из-за рубежа. Первыми приехали американцы. Мы их сразу не полюбили. Здороваешься с ними, а они потом руки вытирают салфеткой. Это сейчас влажные салфетки — обычное дело, а тогда мы и не знали, что это такое. Ели отдельно свою пищу из пластиковых пакетов, с нами не ели. Потом приехали канадцы. Вот они были демократичными людьми. Им, наоборот, очень нравилось здороваться. Один из них говорил: "А мне очень приятно, когда со мной здороваются за руку, мне становится этот человек ближе. У нас такого нет, другие отношения друг с другом". Потом приехали этнографы французские. Вот они с нами ели, пили, спали и работали вместе.

Читайте также: Уголки России: живая легенда Якутии

Было ли такое, что кто-то из иностранцев всем сердцем влюблялся в Якутию и оставался здесь? Может, кто-то даже женился тут?

— Одна из француженок вышла замуж за эвенка и сейчас она разговаривает на эвенкийском и якутском языке свободно. Это Александра Лаврие. Раньше у нее двойная фамилия была, Александра Лаврие-Пушкина, потому что она вышла замуж за праправнука Пушкина. А сейчас она носит только свою фамилию.

В учительском коллективе эвенкийской школы только эвенки, или есть люди других национальностей?

— Преподавательский состав — все эвенки, потому что это учителя эвенкийского языка, географии, почвоведения. Есть биолог, он преподает биологию, зоологию и химию. Есть учитель ОБЖ, охотоведения. Со мной работают шесть человек .

Читайте также: Бубен шамана освятил церковь

Вы упомянули о туристических маршрутах, на которых работаете лично. Расскажите о самых интересных.

— В прошлом году я открыл турмаршрут "Тайга — земля шаманов". Потому что действительно тайга — это земля шаманов, ни на какой язык слово "тайга" не переводится, все так и говорят "тайга". Это эвенкийское слово, как и слово "шаман". И действительно, самые сильные и великие шаманы были в тайге, но они никогда о себе не говорили, никогда не кичились тем, что они великие шаманы.

На этом туристическом маршруте мы рассказываем о жизни эвенков, показываем эвенкийские обряды. Я лично показываю места кочевья своих предков, где они жили, как они жили, показываю то, что осталось от их стойбищ. Будут жить эвенки — будет жить тайга, будет жить Россия.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Артур Приймак


Якутия - рай на вечной мерзлоте
Комментарии
Комментарии
Комментарии
сергей попов Daily Mirror жжет прогнозами, назначив Наталью Поклонскую "будущим президентом России"
сергей попов Опрос: Число недовольных в ФРГ политикой канцлера Меркель выросло до 50 процентов
Gleb Zhiglov Шойгу рассказал, как Россию пытались унизить на Олимпиаде
Раиф Хубиев Шойгу рассказал, как Россию пытались унизить на Олимпиаде
Дмитрий Миленин Криминальный Киев: Найден колодец, набитый частями человеческих тел
P1rat3 Шойгу рассказал, как Россию пытались унизить на Олимпиаде
Oleg Seleznev Криминальный Киев: Найден колодец, набитый частями человеческих тел
Петр Л Китай не примет Порошенко на саммите G20
Керосин Витамин Прорыв блокады "Газпрома": Как это будет
Oleg Seleznev Письмо Сергея Глазьева человеку, именующему себя генпрокурором Украины