По нелегалам и их поклонникам ударят рублем

На заседании правительства 4 октября Дмитрий Медведев в очередной раз затронул вопрос миграционной политики Российской Федерации. "Тема крайне резонансная", - отметил Медведев, предложив усилить уголовную ответственность за нарушение миграционного законодательства и внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Премьер-министр проявил редкую осведомлённость, заметив, что в 2006 году по материалам ФМС было возбуждено 230 уголовных дел, а по итогам прошлого года - уже около 400. "Но при этом всех, кто привлекался к ответственности, штрафуют на относительно небольшую сумму в районе 5 тыс. рублей и отпускают восвояси. Это, конечно, не имеет никакого смысла", - возмутился глава правительства, посетовав, что "в этом случае нет ни репрессивной составляющей, ни мотивирующей в виде денежного наказания, которое следует за подобные правонарушения". "Поэтому нужно увеличить как размеры штрафов, так и сроки реального наказания за совершённое правонарушение. Максимальная штрафная планка должна быть повышена до более высоких сумм - до 300 тыс. рублей, а максимальный срок лишения свободы - до пяти лет лишения свободы. В случае же, если речь идёт о действиях организованной группы лиц, наказание может быть ещё более строгим - до семи лет лишения свободы", - подчеркнул он.

Ужесточение ответственности - дело хорошее. Тем более, что эта тема обсуждается, скажем так, не первый год, а в комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции с июня этого года лежит законопроект, вносящий в российское законодательство (в т.ч. и в Уголовный кодекс) те самые ужесточающие поправки, о которых говорит Медведев. С аналогичными законодательными инициативами, в рамках соответствующего поручения президента РФ Владимира Путина, выступила и Федеральная миграционная служба.

Согласно тексту внесённого в Госдуму законопроекта, рецидив незаконного привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства карался штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового. Точно такое же наказание предполагалось и в отношении тех, кто предоставляет жилые и нежилые помещения "двум или более иностранным гражданам или лицам без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, если это деяние совершено неоднократно".

Кроме того, в разработанных законопроектах предлагается увеличить срок запрета на въезд для иностранных граждан, выдворенных из Российской Федерации, депортированных или реадмиссированных до 10 лет (было 5 лет). Также предусматривается введение уголовной ответственности для иностранных граждан, нарушивших запрет на въезд в Российскую Федерацию - лишение свободы сроком до 5 лет. Предлагается увеличение всех сроков наказания для организаторов незаконной миграции: максимальный срок лишения свободы для них составит 10 лет.

Впрочем, нынешнее законодательство вряд ли можно обвинить в чрезмерной жёсткости. Так, согласно статье 18.8 КОАП РФ, нарушение иностранцем правил въезда или режима проживания в России действительно предусматривает в виде наказания штраф до 5 тысяч рублей или же административное выдворение. Должностные лица, нарушившие нормы миграционного законодательства, раскошелятся уже на 50 тысяч рублей, а юридические лица заплатят в казну до полумиллиона рублей.

Предоставление жилого помещения гастарбайтеру-нелегалу обойдётся частнику в 4 тысячи рублей, а юридическому лицу - в 250-300 тыс. рублей. Достаточно высокими штрафами (до 800 тыс. рублей) наказывается и незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Одним словом, закон в этом плане достаточно суров, в чём можно легко убедиться, пройдясь по заголовкам новостей.

Вот, например, в Свердловской области по итогам трёх административных дел ООО "Мегаполис" был оштрафован 750 тысяч рублей - то есть по 250 тысяч за каждого нелегала.

2,8 млн.рублей за нарушение миграционного законодательства должен заплатить индивидуальный предприниматель из Пуровского района Ямало-Ненецкого АО, решившего воспользоваться услугами семерых строителей-нелегалов(по 400 тыс. рублей за каждое правонарушение).

Есть и более резонансные случаи. Так, 350 тыс. рублей штрафа было наложено на футбольный клуб "Динамо" из Брянска, предоставившего ложные данные о постановке на миграционный учет бразильского футболиста (о адресу, указанному сотрудниками клуба, бразилец не проживал). Можно вспомнить и возникшие проблемы с ФМС у артистов Императорского Пекинского цирка, пренебрегших такой малостью, как разрешение на работу. Или же аналогичный случай, но уже с участниками концерта "Супердискотека 90-х", прошедшего в марте этого года в спорткомплексе "Олимпийский". Как пояснили в ФМС, нет никакой разницы - работает ли иностранный гражданин на стройке или выступает на концерте.

Тем не менее, гастарбайтеров-нелегалов в России меньше не становится. Оно и понятно - спрос на дешёвую рабочую силу рождает предложение. А раз существует спрос, то ещё по советской привычке на каждую законодательную инициативу наш народ находит свой подходящий болт с резьбой. И здесь, как кажется, проблема не столько в недостаточно жёстком законодательстве (хотя и нет оснований протестовать против повышения уровня ответственности), сколько в его правоприменении. И применении вообще.

Известно, что гастарбайтеры-нелегалы представляют в первую очередь лакомый кусочек для не слишком радивых сотрудников правоохранительных органов, "крышующих" нелегалов. При этом в некоторых случаях известна даже такса - от одной до трёх тысяч рублей в месяц с человека. С предпринимателями, использующими труд нелегалов, договариваются в индивидуальном порядке.

Есть и ещё одна проблема - сами граждане России, любящие пенять на власти, но при этом не желающие совершать никаких телодвижений, чтобы сообщить в компентентные органы (миграционную или налоговую службу) о проживающих рядом с ними подозрительных личностях. Как показывает практика, такого рода обращения всегда (ну, или почти всегда) рассматриваются и в случае выявления правонарушений принимаются соответствующие меры.

Так что решение проблемы незаконной миграции зависит не только от громких заявлений глав государства, правительства или же руководителей тех или иных ведомств, но и от реализации заявленных инициатив и строжайшего контроля за их выполнением, в том числе и со стороны общественности.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить