Есть такая профессия: Путина критиковать

Борис Немцов и его коллега по оппозиционному движению «Солидарность» Леонид Мартынюк подготовили очередной доклад, призванный сорвать покровы с истинной жизни российской власти. Ранее из-под пера оппозиционеров уже выходили брошюры «Путин. Итоги. 10 лет», «Путин. Коррупция» и т.д. Очередная работа озаглавлена «Жизнь раба на галерах. Дворцы, яхты, автомобили, самолеты и другие аксессуары». Посвящена она, как нетрудно догадаться, роскоши, в которой живет Путин. Лейтмотив доклада - «президент обманывает избирателей, официально декларируя свой годовой доход менее 4 млн руб».

«Теряющий популярность Путин маниакально цепляется за власть», пишут авторы доклада, «одной из самых серьезных причин» чего является «атмосфера богатства и роскоши, к которой он уже привык и отказаться от которой категорически не хочется». Оригинал нового расследования Немцова пока не выложен в сеть, его официальная презентация назначена на вторник, 28 августа. Однако в понедельник СМИ публикуют основные тезисы брощюры. Большинство из которых вызывают определенное недоумение.

Так, из текста следует, что Путин ведет «образ жизни, который... можно сравнить с жизнью монархов стран Персидского залива и эпатажных олигархов». Оказывается, в распоряжении главы государства находится «20 дворцов, вилл, резиденций». Далее в докладе зачем-то отмечается, что «9 дворцов появились во время правления Путина».

Не будь этого уточнения, текст выглядел бы более ровным. А так неизбежно возникают вопросы: а остальные 11 «дворцов, вилл и резиденций» появились при ком? Каков статус этой недвижимости? И не идет ли речь о госдачах и президентских резиденциях в регионах? Как известно, правительственные дачи и резиденции не являлись чем-то исключительным с советских времен, причем в собственность текущего главы государства они не записывались, находясь на балансе Управления делами ЦК КПСС. Можно вспомнить резиденции Сталина, от четырех подмосковных дач до дачи в Абхазии. И сегодня подобные объекты недвижимости находятся в госсобственности, они используются для отдыха высших лиц государства или в представительских целях.

Нет, может быть авторы доклада говорят о чем-то другом, но тогда, наверное, требуются определенные уточнения? Тем более, что в следующей части доклада упоминаются «самолеты президента» - 43 лайнера и 15 вертолетов специального авиаотряда «Россия», стоимостью в, примерно, 1 млрд долларов.

Стоп! Процитируем новость агентства «Интерфакс» от 2006 года: «Реорганизация Государственной транспортной компании (ГТК) «Россия» практически завершена. Из ГТК выделен спецавиаотряд «Россия», который будет обслуживать высших должностных лиц государства - президента, премьера, руководителей палат Федерального собрания, министра иностранных дел и генерального прокурора», - сообщил Владимир Кожин (управделами президента РФ - ред.)».

«Спецавиаотряд «Россия» является федеральным государственным учреждением в составе управления делами президента РФ», - сообщает далее «Интерфакс».

То есть 43 лайнера и 15 вертолетов отряда «Россия» мало того, что не принадлежат Путину, он еще и не является их единоличным пользователем - они обслуживают всех высших должностных лиц страны.

Не менее странным является и следующий тезис Немцова и Мартынюка - «для граждан Путин в своей декларации указал, что владеет автомобилями ГАЗ М-21, ГАЗ М-21P, «Нива», автоприцепом «Скиф». На самом же деле он перемещается по стране, используя целый автопарк дорогих представительских автомобилей, преимущественно марки «Мерседес». Удивительно, но в список «автомобилей Путина», по видимому, не попала желтая «Лада-Калина». Ведь на ней он тоже перемещался по стране. Это, конечно, немного не то, что элитный автопарк гаража особого назначения, или президентского гаража, но все же... Было бы куда последовательнее.

Общее ощущение от тезисов нового доклада Немцова то же, что и от прежних. В которых, например, предпринималась очевидная попытка доказать, будто уровень коррупции в «благословенных 90-х» был куда ниже, чем в «проклятых 2000-ных». Что это при Путине Россия опустилась в рейтингах «Трансперенси инт.» на уровень Уганды, а не при Борисе Ельцине. В докладе «Путин. Коррупция» этот весьма оригинальный тезис даже иллюстрировался графиком, в котором были приведены данные «Индекса восприятия коррупции» для России за разные годы.

Подлог здесь был не меньшим, чем в случае приписывания Путину автомобилей президентского гаража или самолетов авиаотряда «Россия». Даже в методике «Индекса восприятия коррупции» от «Трансперенси интернешнл» сказано о недопустимости сравнивать данные разных лет - в силу определенных особенностей составления рейтинга. Но разве такие мелочи, да еще изложенные мелким шрифтом на англоязычном сайте, могут остановить профессиональных борцов с режимом?

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить