Страны ЕС не поделили "общак"

ЕС ждет финансовая война Севера и Юга?

Семь стран ЕС планируют создать "Альянс Юга Европы" для борьбы с политикой жесткой бюджетной экономии, диктуемой Брюсселем. Недавний Brexit кардинально сменил приоритеты крупных финансовых корпораций. В последние месяцы Европа наблюдает отток капиталов в США. Политика Брюсселя вызывает все большее недовольство у рядовых граждан и элит многих стран. Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал заведующий сектором исследований Европейского Союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин.

— Что подтолкнуло страны на столь решительный шаг? B чего конкретно будет добиваться альянс?

— В СМИ альянс юга Европы уже почти стал штампом, но пока об альянсе в полном смысле сказать нельзя. Речь идет о том, чтобы 9 сентября провести в Афинах конференцию семи стран Южной Европы. Об этом договорились Италия, Испания, Португалия, Греция, Мальта, Кипр, и что очень интересно, также будет участвовать, скорее всего, Франция.

Эта идея появилась у Алексиса Ципраса, лидера Греции, наиболее проблемной страны Европейско Союза. Там был самый чудовищный экономический спад — более 25 процентов ВВП. Страна больше всех пострадала от кризиса. Поэтому совершенно логично, что такая встреча пройдет в Афинах. Но говорить о лидерстве Греции в этом проекте нельзя, она лишь является инициатором этого проекта.

Главная страна здесь, конечно же, Италия, возглавляемая премьер-министром Маттео Ренци. До того как пригласить лидеров глав государств на встречу в Афинах, Ципрас имел встречу с Ренци, на которой как раз обсуждался этот вопрос. И только после того, как была согласована необходимость такого проекта, Ципрас этот проект озвучил. Все приглашенные страны очень сильно пострадали от долгового кризиса, мер жесткой экономии, неолиберального экономического курса, который был навязан им странами европейского севера, прежде всего, конечно же, Германией.

— Что такое политика жесткой экономии? Почему наиболее богатые страны Европы стали диктовать политику остальным?

— В качестве поворотного момента я бы назвал 2010 год, когда начался долговой кризис в Греции. Внезапно выяснилось, что страны Южной Европы, Греция в первую очередь, на протяжении длительного периода, в 19903–2000-е годы, очень активно наращивали государственные долги, раздавали достаточно серьезные льготы населению. В этих странах был опережающий рост пенсий и зарплат государственных служащих, за которым не поспевал рост производительности труда.

Эти проблемы вылились в кризис суверенного долга. Когда страны ЕС, находящиеся на юге, столкнулись с этим кризисом, им был предложен довольно-таки универсальный рецепт, который предлагают представители Международного валютного фонда всем странам, которые попали в аналогичную ситуацию. Мы прекрасно это помним, потому что и нам это предлагали, когда аналогичный кризис был в России в 1990-е.

Рецепт вполне себе универсален — надо сокращать расходы на социальную сферу, затягивать пояса, даже ценой роста безработицы и уменьшения покупательской способности населения. Все эти меры действительно привели к тому, что страны Южной Европы, за исключением Греции, смогли как-то обуздать бюджетный дефицит, улучшить ситуацию с государственными финансами. В Греции так не получилось, хотя Испании, Португалии и Италии это удалось.

Но ценой этого стала многолетняя экономическая рецессия, самая тяжелая для этих стран с периода Второй мировой войны. Сейчас, конечно, накопилось недовольство этой бюджетной политикой, поэтому всем этим странам хочется ослабления такого давления, хочется прекратить сокращать расходы, делать так, чтобы все-таки население этих стран смогло вздохнуть с облегчением.

Все эти страны входят в зону евро, которые печатаются Европейским центральным банком (ЕЦБ). То есть финансовой самостоятельности у этих стран нет. Финансовая политика согласовывается в Брюсселе, проводится единым фронтом.

Единственная крупная страна, у которой полностью самостоятельная финансовая политика, — Великобритания, но она сейчас уходит из Европейского Союза. Дания и Швеция тоже пошли по этому пути. Но все семь этих южных стран не могут проводить самостоятельную финансовую политику. Они должны согласовывать эту политику с другими странами, прежде всего с Германией. И как раз возможности для эмиссии своей собственной валюты, чтобы как-то немножко облегчить положение населения, отдать долги и так далее, у южно-европейских стран не было. Это и является одной из самых главных причин, почему такое недовольство общей финансовой политикой Европейского Союза.

— Получается, что финансовые проблемы любой страны ЕС в какой-то степени ложатся бременем на все страны Союза?

— Практически так, только, наверное, надо говорить не о ЕС, а о еврозоне, потому что в еврозону входят не все страны Европейского Союза. Те страны, которые не входят туда, стоят как бы особняком, они все-таки в состоянии самостоятельно решать свои финансовые проблемы. Германия, безусловно, задает тон, но она и сама очень зависима от этого, так же, как Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

— Насколько правомерны претензии более благополучных стран и Брюсселя в целом в отношении этих семи стран? Только ли они сами виноваты в сложившейся ситуации? Или же все-таки миграционный кризис и другие проблемы это спровоцировали?

— Это зависит от того, из какой страны смотреть. У всех есть своя доля правды. Позиция Германии вполне четкая: мы всегда проводили ответственную, жесткую финансовую политику, мы не допускали избыточного роста зарплат госслужащих, а вот эти страны допускали, вели себя безответственно, наращивали государственный долг. Поэтому они должны за это заплатить. Но рулит-то всем процессом, в том числе, как раз Германия. Нормы, рекомендации и постановления даются аппаратом ЕС, а остальные страны вынуждены только выполнять распоряжения. Поэтому говорить об их полной ответственности тоже нелогично. И у них есть много других контраргументов.

— Россия как-то может использовать демарш южно-европейских стран в своих интересах?

— Я не думаю, что руководство России может это как-то использовать, но в политическом плане желание этих стран консолидироваться, конечно, для России является плюсом. Потому что у России традиционно были хорошие отношения именно с южно-европейскими странами. С ними всегда поддерживаются активные контакты. Они мало озабочены российской политикой по Украине и не понимают, зачем вообще нужны санкции против РФ. Эти страны хотят просто нормально развивать экономические связи с нашей страной.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *