Новая революция произойдет в миниатюре

Нанотехнологии становятся определяющим фактором в экономической структуре РФ и всего мира. Именно в этой сфере Россия готовится совершить технологический скачок, сравнимый с освоением космоса или расщеплением атома.
 
В последние дни июня представители российского руководства не раз вспоминали о нанотехнологиях, а законопроект «О Российской корпорации нанотехнологий» был принят Госдумой во втором чтении в последний день перед парламентскими каникулами.

Это очень сложная, интересная и важная тема, на которую в мире и в России сделали ставку, как на источник следующего (после ядерного и компьютерного) технологического прорыва в масштабах всей цивилизации. Продукт этой технологии – наноматериалы или «нановещества», отличает ряд свойств, которые делают их новым бесценным прикладным инструментом множества отраслей науки и производства.

Суперминиатюризация очень важна для наноэлектроники, суперплотной записи информации (до 10 Терабит на 1 кв.см), для неразрушительного доступа к любым локусам тела человека или части микромашин. Наночастицы могут переносить лекарства по намеченному маршруту, использоваться для дифференцированного уничтожения раковых опухолей среди окружающих их нормальных тканей и так далее.

Большая площадь поверхности каталитических наноматериалов позволяет в миллионы раз ускорить химические или биохимические реакции, а нанофильтры – отсеять бактерии, или эффективно поглотить примеси или токсины. Измененное состояние нановещества делает полупроводниковые наночастицы идеальными элементами совершенных энергосберегающих лазерных и светоизлучающих элементов, а индивидуальные углеродные нанотрубки обладают прочностью, в десятки раз превышающей прочность стали.

«Все эти признаки вполне объясняют тот факт, что даже грамм наноматериала может быть более эффективен, чем тонна обычного вещества, и что их производство – вопрос не количества, не тонн или километров, а качества человеческой мысли - «ноу-хау», - считает член-корреспондент РАН, профессор Евгений Гудилин.

Это понимают во всем мире, поэтому к 2004 году мировые инвестиции в наноразработок уже составили $12 млрд., Число научных публикаций по теме превысило 50 тыс., а специалисты говорят о том, что налицо «нанотехнологический бум», в котором участвуют свыше 50 экономически развитых стран. «Приз победителю» очень велик – стоимость нанотехнологической продукции к 2015 году составит, по прогнозам, не менее $1 трлн. В США, где еще в 2001 году была объявлена «национальная нанотехнологическая инициатива», тогда из бюджета было выделено около $500 млн., сейчас эта сумма достигла стационарного для «фронтальных» исследований (охватывающих около 1 тыс. тем) $1 млрд. в год.

России, которая в 1990-х значительно сдала позиции в области нанотехнологий (так что к 2006 году наш информационный вклад в эту область науки снизился примерно до 1,5% от общемирового), сейчас просто необходимы срочные меры для того, чтобы не отстать от США и Японии. Ведь если страна сохранит отставание в «научном нанотехнологическом буме», то она потеряет позиции и в «производственном нанотехнологическом буме», что грозит серьезными провалами в мировой конкуренции.

Особенно актуальной эта задача является и потому, что в современном мире нанотехнологические программы, чрезвычайно важные для будущей экономической конкуренции и сохранения военных паритетов, носят национальный, закрытый характер, так что в порядке обмена научной информацией и использования открытых источников доступно только 10-20% сведений по теме, да и то – общетеоретического плана. В то время как для прикладного использования важны конкретные результаты исследований.

К счастью, на эту проблему обратили внимание нынешние власти России. В апрельском послании к Федеральному собранию Владимир Путин прямо указал, что перед страной стоит «необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий», так как они «уже становятся ключевым направлением развития современной промышленности и науки». При этом он подчеркнул, что в рамках утвержденной «Стратегии развития наноиндустрии», которая предполагает создание инфраструктуры отрасли, будет создана российская корпорация нанотехнологий, в ведение которой направят не менее 180 млрд. рублей. Президент попросил ФС ускорить разработку и принятие соответствующего закона.

Эта работа уже началась – 14 июня 2007 года премьер Михаил Фрадков, подписал постановление о создании в правительстве России Совета по нанотехнологиям, который займется рассмотрением, экспертной оценкой и подготовкой рекомендаций, связанных с разработкой и практическим использованием нанотехнологий, развитием наноиндустрии, а также формированием рынка нанопродукции и наноуслуг. Председателем Совета назначен первый вице-премьер РФ Сергей Иванов.

Тогда же Госдума приняла в первом чтении законопроект «О Российской корпорации нанотехнологий», которая будет участвовать в выработке госполитики в этой области, осуществлять организационную и финансовую поддержку программ, отбор и финансирование проектов. Также к ведению корпорации относится выполнение функций государственного заказчика при реализации ФЦП и иных программ в области нанотехнологий.

По мнению члена-корреспондента РАН, профессора Игоря Мелихова, для России «фронтальный» американский подход, рассчитанный на охват всей тематики наноисследований, нерентабелен, так как после кризиса 90-х российская наука не может достаточно быстро обеспечить весь фронт работ (не менее 1000 направлений).

По этой причине возможным выходом был бы «асимметричный ответ» - программа, рассчитанная на 200-300 ключевых, специфических для России направлений исследований. Целесообразно, отмечает ученый, в соответствии с призывом президента РФ, ориентировать нанотехнологическую науку в первую очередь, на продление жизни россиян, на решение демографических проблем, на совершенствование технологии добычи и переработки природного сырья, на модернизацию промышленности и укрепление обороны страны.

То есть, сосредоточиться на сравнительно небольшом числе материалов для техники военного и двойного назначения, высокоэффективных нанолекарств для лечения заболеваний, наиболее распространенных в России, сделав акцент на уже имеющиеся оригинальные разработки российских ученых. Финансирование такой программы обойдется России не менее чем в 30 млрд. рублей в год, считает ученый.

Этот аспект также учтен, как заявил на заседании Совета по нанотехнологиям Сергей Иванов, государство готово выделить на развитие наноиндустрии до 2015 года около 200 млрд. рублей, то есть, порядка 25 млрд. рублей в год.

«Мы стоим на пороге настоящей нанореволюции, которая способна перевернуть все наши представления о жизни, - сказал первый вице-премьер. - Для инновационного пути развития России разработка и применение нанотехнологий предоставляют реальную возможность создать современную экономику, поднять уровень жизни населения, обеспечить должную безопасность страны». По его словам, проект развития нанотехнологий по значимости можно сравнить с советской программой изучения космоса и атомным проектам.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить