Энергетическая война в Центральной Азии: Ташкент идет на компромисс

Все минувшее десятилетие Центральную Азию сотрясали горячие споры вокруг строительства ГЭС. Узбекистан выступал категорически против строительства Камбаратинской ГЭС и Верхне-Нарынского каскада ГЭС в Киргизии, а также против возведения Рогунской ГЭС в Таджикистане. Споры между первыми лицами этих стран были такими горячими, что эксперты заговорили о водно-энергетической войне. Однако с приходом к власти в Узбекистане Шафката Мирзиёева, похоже, позиция Ташкента смягчилась.

В конце минувшей недели президенты Казахстана и Узбекистана дали свое предварительное согласие на возведение в Кыргызстане Камбаратинской ГЭС. Об этом заявил президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. По его словам, после того как Россия отказалась финансировать проект сооружения Верхне-Нарынского каскада ГЭС, Бишкек нашел нового инвестора. "Конечно, мы найдем инвестора и на Камбарату-1, потому что Камбар-Ата — это ключик к водным ресурсам всей Центральной Азии, — заявил Атамбаев. — Хотя, конечно, здесь я хочу, чтобы мы строили совместно со странами низовья, с Казахстаном и Узбекистаном. Предварительно, оба президента согласны".

Эксперты напоминают, что ранее, в период правления Ислама Каримова, Узбекистан категорически выступал против строительства в Киргизии Камбараты-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС, а также против возведения Рогунской ГЭС в Таджикистане.

Первый президент Узбекистана Ислам Каримов предупреждал об опасности экологической катастрофы в случае прорыва плотины ГЭС. Он даже говорил о вероятности войны, "если интересы стран, находящихся в низовьях трансграничных рек, не будут учтены в распределении водных ресурсов региона".

Жесткую позицию Каримова тогда поддержал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. "Этот вопрос очень важен для всех республик, — подчеркивал Назарбаев. — Мы нашим соседям и братьям, которые сидят в верховьях рек этих, посылаем еще один братский привет с тем, что мы, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, находясь внизу, больше всего ощущаем нехватку обычной воды. Каждый человек ощущает это в своей жизни, потому что это их жизнь, жизнь миллионов людей", — заявил Назарбаев.

Эти заявления Каримова и Назарбаева призваны были повлиять на позицию России, которая собиралась полностью профинансировать пректы сооружения ГЭС в Киргизии и Таджикистане. В 2008 году Москва, несмотря на критику со стороы Узбекистана и Казахстана, согласилась выделить деньги на строительстве Камбаратинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада ГЭС.

Москва была готова дать на реализацию проекта кредит в размере 1,7 миллиарда долларов, однако в 2010 году обвинила Бишкек в нецелевом расходовании кредитных средств и приостановила реализацию соглашения. Новое соглашение о строительстве Камбаратинской ГЭС было подписано в сентябре 2012 года в рамках визита Владимира Путина в Бишкек. Россия обещала выделить на строительство этих объектов более двух миллиардов долларов: из которых 1,7 миллиардов на "Камбарату-1" и 400 миллионов на Верхне-Нарынский каскад ГЭС.

Москва также пригласила Казахстан и Узбекистан к сотрудничеству в строительстве указанных ГЭС. В октябре 2012 года в Алма-Ате состоялись четырехсторонние переговоры, в которых принимали участие вице-премьеры и представители профильных министерств Казахстана, Узбекистана, Киргизии и России. Стороны договорились о создании рабочей группы по условиям вхождения в проект Камбаратинской ГЭС.

Однако иллюзии рассеялись сразу после этой встречи, когда Ислам Каримов отказался от сотрудничества. Дальше Ташкент бойкотировал все встречи рабочих групп по строительству ГЭС. Официальный Бишкек по этому поводу ответил следующим образом: "Кыргызстан сожалеет, что отказ официального Узбекистана от конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества, непрекращающиеся публикации сомнительных доводов и предвзятые заявления приводят к осложнению взаимоотношений наших народов, которые исторически были и будут добрыми соседями".

Жесткая позиция Узбекистана, фактически торпедировавшего проекты строительства ГЭС, заставила Москву нервничать. В итоге в 2015 году Россия отказалась от финансирования этих проектов. В январе 2016 года Кыргызстан денонсировал соглашения с Россией о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС.

Вот как комментировал ситуацию президент Киргизии Атамбаев: "По поводу ГЭС разговор был такой: я сказал Владимиру Владимировичу, что это была большая ошибка с российской стороны, большая ошибка руководителей соответствующих ведомств, и вы однажды это поймете и их накажете".

Однако теперь, похоже, лед тронулся. И хотя Россия не возобновила финансирование указанных проектов, официальный Ташкент, судя по всему, перестал блокировать реализацию жизненно важных для Киргизии и Таджикистана проектов сооружения ГЭС. Изменение подхода Ташкента связывают с приходом к власти в Узбекистане нового президента страны Шавката Мирзиёева.

Новый лидер Узбекистана рассматривает также возможность снижения политической напряженности с Бишкеком и Душанбе, которая стала следствием водно-энергетической войны трех столиц вокруг сооружения ГЭС. На днях из Ташкента поступила информация о том, что руководство Узбекистана может отменить визовый режим с Таджикистаном, введенный в период правления Ислама Каримова в 2000 году. Однако для этого, как считает таджикский политолог Хайрулло Мирсаидов, необходимо уладить "некоторые тонкие политические моменты, особенно с точки зрения безопасности в регионе".

Автор Айдын Мехтиев
Айдын Мехтиев — политолог, востоковед, комментатор, аналитик, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *