Авария на американской АПЛ «Сан-Франциско»: почти что русский «Курск»?

Этими сообщениями буквально в считанные часы переполнился интернет: американская атомная подлодка “Сан-Франциско” села на мель в 563 километрах к югу от острова Гуам в Тихом океане. Субмарина, на борту которой находилась команда из 137 человек, направлялась домой, на базу, которая как раз на острове Гуам и расположена. При ударе подлодки о грунт 23 моряка получили ранения, один из них потом скончался от травм. Много загадочного в этих сообщениях. Попробуем разобраться…

Информации о том, получил ли повреждения реактор подлодки, пока не поступало. Американские военные сообщают, что реактор субмарины не поврежден и опасности утечки радиации нет. Проводится расследование инцидента. Чуть позже АПЛ   “Сан-Франциско” снялась с мели и направляется к месту дислокации. Как удалось выяснить “ПРАВДЕ.Ру”, многоцелевая атомная подлодка   ВМС США “Сан-Франциско” (класс “Лос-Анджелес”) была построена компанией “Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг” в Ньюпорт Ньюс, штат Виржиния и была полностью введена в боевой состав ВМС США 24 апреля 1981. “Сан-Франциско” (“San Francisco”) — одна из американских АПЛ, способных выполнять задачи разного профиля. В зависимости от состава вооружения эти лодки могут успешно бороться как с наземными целями (используя ракеты “Хьюджес-Томагавк”), так и с надводными кораблями (используя противокорабельные ракеты “Гарпун”). Для борьбы с подводными целями лодки этого типа оснащаются управляемыми торпедами Mk 48 и ADCAP. Девять таких субмарин принимали участие в войне в Персидском заливе в 1991 году. Тогда же две лодки, находясь на боевых позициях в восточной части Средиземного моря, нанесли ракетный удар по целям на территории Ирака . К 1991 году три четверти однотипных с “Сан-Франциско” подводных лодок были оснащены крылатыми ракетами “Томагавк”, то есть предполагалось их использование против наземных целей, а не в качестве морского оружия. Экипаж: 133 человека. Водоизмещение: надводное — 6082 тонны, подводное — 6927 тонн. Длина:110,3 метра. Силовая установка: одновальная, ядерный реактор один. Скорость надводного хода — 20 узлов, подводного — 32 узла.

Стоит отметить, что катастрофа (посадку на мель с подобными обстоятельствами можно вполне назвать и катастрофой!) произошла приблизительно (плюс-минут тысяча миль, что в океанских масштабах рукой подать) в том районе океана, где недавно был эпицентр подводного землетрясения   (и последовавшей за ним цунами), в результате которого погибло несколько сотен тысяч человек в Юго-Восточной Азии. Случайно ли АПЛ “Сан-Франциско” находилась именно в том районе, достаточно сложном для плавания? Время покажет. Стоит отметить также, что подобные инциденты (посадка на мель) бывают на флоте США гораздо чаще, чем в российском. По мнению военно-морских экспертов, с которыми удалось связаться информационному партнеру “ПРАВДЫ.Ру”, поморскому ИА “Русский Север”, причин тут две: во-первых, наши АПЛ все реже выходят в море. И вторая причина – особенности подготовки экипажей ВМС США . Американских подводников изначально учат, что главные опасности подстерегают лодку, так сказать, “сверху”: иными словами, им прививают чувство опасности столкновения с надводными объектами. Мелей они как бы и не боятся. Русские же подводники ориентированы как на опасность столкновения с грунтом при изменениях глубины, так и на столкновения с надводными объектами. Этим мнениям экспертов можно, конечно, верить или не верить, но… Статистика показывает: американские лодки чуть чаще садятся на мель, а русские – чуть чаще сталкиваются с надводными объектами.

Но есть еще один вопрос, на который до сих пор никто не дает ответа: с чего это вдруг “Сан-Франциско” ударилась о грунт с такой силой, что столько народа пострадало, а один даже погиб? Не исключено ли, что удару о грунт предшествовал какой-то инцидент на борту АПЛ? Ведь так просто подлодки (и американские, и наши) из повиновения не выходят: автоматика систем погружения и всплытия просто не позволит так резко “нырнуть”, аварийная сигнализация как минимум разбудит спящих на вахту (такое тоже бывало и у нас, и у американцев). В общем, очень может быть, что авария “Сан-Франциско” очень похожа (во всяком случае, по внешним признакам) на аварию АПЛ “ Курск ”. Сначала инцидент (на “Курске” – по-видимому, взрыв “внешней”, чужой торпеды – об этой версии “ПРАВДА.Ру” писала подробно), потом удар о грунт, гибель экипажа. На сей раз американцев Бог миловал – погиб только один человек… Нет сомнений, что от американцев мы полных подробностей аварии на “Сан-Франциско” не узнаем. Как не узнали ПОЛНЫХ подробностей аварии на русском “Курске”.

Андрей Михайлов

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *