Грецию опять пронесли мимо денег

Министры финансов стран зоны евро снова отложили окончательное рассмотрение вопроса о выделении Греции кредитного транша в размере семи с половиной миллиардов евро. Создается впечатление, что это решение носит скорее политический, нежели финансово-экономический характер. Чего добиваются кредиторы?

История под условным названием "спасти Грецию" развивается уже не первый год. Эта страна, раздавленная внешними долгами, объем которых почти вдвое превышает ее ВВП, фактически находится под внешним управлением.

Непременным условием помощи кредиторы ставят принятие мер жесточайшей экономии. Так, на прошлой неделе греческий парламент принял закон, предусматривающий сокращение на 18% пенсий с 2019 года, снижение зарплат, урезание социальных пособий и повышение налогов, возможность коллективных увольнений. Все это вызывает справедливое негодование населения, вынужденного расплачиваться собственным будущим за ошибки, допущенные прошлыми правительствами.

Когда очередная порция драконовских мер была одобрена законодателями, премьер Греции Алексис Ципрас заявил, что Афины выполнили абсолютно все требования со стороны кредиторов, и их ответные положительные шаги должны последовать чуть ли не автоматически. В ожидании этого он рисовал умопомрачительные картины: мол, на страну буквально нахлынет цунами инвестиций. Но в то же время Ципрас предупредил, что в случае отказа выделять новый транш он потребует созыва европейского саммита, то есть вынесет проблему греческих долгов на высший политический уровень.

Однако не деле оказалось, что не будет ни инвестиционного цунами, ни евросаммита. Еврогруппа констатировала, что Афинами сделано немало (выполнены 104 требования из 140), но нужно подождать еще пару-тройку недель, до середины июня. И только тогда решать, давать деньги грекам или нет. Как витиевато высказался председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум, "мы очень близки к соглашению, но пока мы не смогли преодолеть зазор между тем, что может быть сделано в Греции (в рамках реформ по сокращению бюджетных расходов), и что должно быть сделано".

Указанный срок — середина июня — крайний, ибо если до середины следующего месяца решение так и не будет принято, будут отложены или вовсе отменены другие меры, направленные на облегчение долгового бремени Греции. Иными словами, эту родину демократии попросту припирают к стенке, лишая даже намека на какую-то самостоятельность и независимость. Греческие власти вольны лишь вводить все новые и новые меры экономии, работая проводником воли внешних кредиторов. Никакой речи об интересах греческого народа нет и быть не может.

Возникает логичный вопрос: чего же хотят добиться эти самые кредиторы? Ведь они не могут не понимать, что возможности для давления не беспредельны. В какой-то момент они могут вызвать социальный взрыв, по сравнению с которым демонстрации, забастовки и другие акции протеста, периодически сотрясающие Грецию, померкнут.

В связи с этим следует указать, что под собирательным именем "кредиторы" на деле выступает Германия. На данный момент с греческой проблемой реально работают еврогруппа и Европейский стабилизационный механизм, то есть институты Евросоюза, в котором Берлин играет определяющую роль. И он явно намерен эту роль всемерно укреплять.

Отсюда и диктат в отношении Греции. Ведь если бы сейчас было принято положительное решение и выделение транша в в размере семи с половиной миллиардов евро было одобрено, то к "спасению" Греции смог бы присоединиться Международный валютный фонд (МВФ), а затем и другие институты, влияние в которых Германии ограничено. Поэтому совершенно не исключено, что Берлин хочет попросту оставить Грецию и ее долги в своих руках. Ведь есть немало охотников подобрать обессилившую страну и включить ее в собственную систему: Британия, например, может предложить грекам перейти на фунт и покинуть столь неуютный для нее ЕС, или США могут долларизировать греческую экономику, благо, она совсем усохла за последние годы.

Да и инвестиционное цунами, анонсированное Ципрасом, наверняка не вселяет энтузиазм в немцев. Ведь этот термин появился в словаре афинского политика после его переговоров в Китае на форуме "Один пояс — один путь". Вряд ли приходится сомневаться в том, что Пекин совсем не прочь прикупить немножко Греции (хотя почему же немножко?), создав себе перспективную базу на средиземноморском побережье ЕС.

Так что надеждам Ципраса на то, что в ближайшем будущем будет найден выход из лабиринта проблем, в которых запуталась его прекрасная страна, сбыться, скорее всего, не суждено. Судя по всему, грекам придется выполнять указания то одних, то других хозяев-кредиторов. Интересно, надолго ли хватит их терпения?

Читайте также:

Хочет, но не может: Греция объяснила, почему она за санкции

Греция подталкивает ЕС к финансовой катастрофе - мнение

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить