Социологические опросы на Украине за вступление в НАТО на фоне войны

Украинцам сказали, что они мечтают о НАТО

 

Украина. На фоне ужаса гражданской войны на востоке и неумолимо нарастающей катастрофы на всей территории страны украинские власти ищут основания для оптимизма и, как им представляется, находят. Например, директор фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина в ходе пресс-конференции заявила, что осознавая внешние угрозы для страны, украинцы все больше поддерживают курс на вступление в НАТО. Дабы не выглядеть голословным, заявление подкреплено цифрами.

Так, по словам Бекешкиной, в настоящее время за вступление в НАТО выступает 34 процента украинцев по сравнению с 12 процентами в августе 2012 года, и эта поддержка будет расти с каждым месяцем. ''Если хотя бы половина населения Украины будет за НАТО, то это будет существенным аргументом для руководства Альянса. Точно так же как украинцы доказали на Майдане, что Украина — это Европа'', — убеждена социолог.

Рост втрое — это серьезно, ничего не скажешь. Если к тому же поверить украинскому социологу на слово и продлить тенденцию в будущее, то несложно подсчитать, что через два года за вступление в НАТО будет выступать 102 процента украинцев. И все же, для опытного социолога (каковым директор фонда, по-видимому, является) форма подачи результатов исследования вызывает много вопросов. Судите сами…

По ответам на вопрос: "Если бы в ближайшее воскресенье происходил референдум относительно членства в НАТО" голоса распределились так: "Против вступления в НАТО" — 48 процентов, "За вступление в НАТО" — 15, не определились или не участвовали бы в референдуме — 36. Статистическая погрешность выборки не превышает 2,2 процента.

Это — результаты всеукраинского опроса, проведенного тем же Фондом "Демократические инициативы" и Киевским международным институтом социологии в феврале 2005 года, т. е. по горячим следам победы оранжевой революции.

Читайте также: Приоритеты руководства Украины и мнение народа

Нетрудно убедиться, насколько велика разница в подаче информации: недавнее и почти десятилетие назад. Одна цифра мало что говорит, важно знать "вес" противоположной точки зрения и величину массива неопределившихся. Особенно в украинском электоральном контексте. Любые добросовестно проведенные опросы по принципиальным темам (ОУН-УПА, НАТО, ЕС, Таможенный союз и т. п.) с разбивкой по "макрорегионам" каждый раз подтверждают справедливость заключения гарвардского профессора Самюэля Хантингтона об Украине как "разорванной стране" ("Torn country").

По убеждению автора "Столкновения цивилизаций", Украина не является устойчивым государственным образованием, так как находится на стыке двух цивилизаций — западной и российской. Причем граница цивилизационного раздела проходит прямо через территорию современной Украины. Исключение из этой схемы Крыма, как особого случая, никак не сказывается на стройности теории Хантингтона, нисколько не разрушает ее.

Отсутствует единый стержень, который собирал бы вокруг себя периферию. Есть Юго-Восток страны по одну сторону и Центр+Запад по другую. В каждом из этих двух макрорегионов есть свое ядро (Донбасс и Галичина). Любой желающий может в этом убедиться, зайдя на сайт украинского центризбиркома. В отличие от более аморфной центральной части эти два региона на всех выборах демонстрируют высочайшую явку (на уровне 80-90 процентов) и выбор в пользу одного из кандидатов/политических сил (на сопоставимом уровне).

Кстати говоря, утверждение Бекешкиной о том, что "украинцы доказали на Майдане, что Украина — это Европа", также является некоторым преувеличением. Разумеется, лидеры "евромайдана" настаивали на том, что они представляют "голос народа". Между тем, эту акцию поддерживали меньше половины граждан Украины — 49 процентов. Притом, что в целом не поддерживали "евромайдан" примерно столько же украинцев — 45 процентов.

Читайте также: Натовский зонтик для Украины оказался дырявым

Об этом свидетельствуют данные всеукраинского опроса общественного мнения, проведенного социологической компанией "R&B group" с 4 по 9 декабря 2013 г. (т.е. период относительно "мирного" протеста — ред.) Объем выборочной совокупности составил 2079 человек. Ожидаемая средняя ошибка выборки составляет ±2,2 процента.

Опять же, важна разбивка по регионам. Например, в целом по Украине за вступление страны в Таможенный союз выступали 36 процентов. В то же время интеграцию Украины в Таможенный союз поддерживали 61 процент жителей Востока Украины и 54 — Юга.

Не совсем в тему, но нельзя не привести еще ряда цифр с точки зрения ретроспективы. Несмотря на достаточную поддержку Майдана, 36,9 процентов украинцев в начале декабря 2013 г. не верили, что оппозиция сможет управлять страной и стабилизировать ситуацию, 10 процентов признавали, что стабилизировать ситуацию может, но не сможет управлять страной. Таким образом, 46,9 процентов считали, что оппозиция управлять страной не может. Как говорится, без комментариев…

Но вернемся к заявлению Ирины Бекешкиной. Директор фонда ''Демократические инициативы'' не является лицом беспристрастным и не скрывает своих симпатий. Она надеется на то, что "хотя бы половина населения Украины будет за НАТО". Есть ли для этого электоральный потенциал? Во-первых, неопределившиеся. Если, к примеру, взять цифры начала 2005 года (48 — против, 15 — за, 36 — не определились), то сложив 15 и 36 можно легко достичь желанной цели. Но в жизни так не бывает. Украинский опыт показывает, что колеблющиеся распределяются пропорционально величинам ядерных электоратов (т.е. большая часть к большему ядру, меньшая — к меньшему).

Не будем, однако, забывать о "феномене Порошенко". С одной стороны, его победа в первом туре с результатом 55 процентов является совершенно неправдоподобной. С другой стороны, степень невероятности снижается, если вспомнить о неучастии в голосовании Крыма (более 1 млн избирателей) и Донбасса (свыше 3 млн имеющих право голоса).

Есть подозрение, что данные, опубликованные Бекешкиной, так неподробны неспроста. Неизвестна величина тех, кто против и кто не определился. Нет данных о том, какие весовые коэффициенты использовались для оценки точки зрения Донецкого и Луганского регионов. В частности, делалась ли поправка на число убитых в ходе АТО и беженцев в результате ее же.

Если установление мира на Украине будет и далее достигаться сочетанием уничтожения и вытеснения за пределы страны граждан, несогласных с точкой зрения Львова и Киева (по сути, вид этноцида и один из способов бесплатной депортации), то добиться 50 процентов в поддержку НАТО от числа оставшихся вполне возможно.

Автор Алексей Ковалев
Алексей Ковалев — журналист, внештатный корреспондент международного раздела Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить