Изнасилование поставило Мьянму на грань войны

Пост об изнасиловании, распространенный в "Фейсбуке", едва не поставил второй по величине город Мьянмы Мандалай на грань гражданской войны — между буддистами и мусульманами. Дошло до убийств. Большинство наблюдателей уверено, это была хорошо спланированная провокация. При этом изнасилование буддистки мусульманами действительно имело место.

28 июня в "Фейсбуке" появился пост на бирманском языке. В нем сообщалось, что мусульманин, владелец одной из чайных мандалайского района Чанэй Тазан вместе с братьями изнасиловал свою работницу-буддистку (позднее полиция подтвердила, что дело об изнасиловании действительно возбуждено). Пользователям "Фейсбука" предлагалось максимально перепостить этот текст, чтобы как можно больше людей узнали об этом событии и помогли восстановить справедливость.

Через некоторое время этот пост появился и в профайле мандалайского монаха Ашина Вирату, который считается лидером буддистского движения "969". А поскольку у Вирату несколько тысяч подписчиков, текст после этого буквально разлетелся по всему интернету.

Мандалай — второй по величине город Мьянмы, расположенный чуть севернее географического центра страны. Его население с пригородами превышает 2 миллиона человек. Этнический состав города довольно пестрый: помимо бирманцев, тут живут местные китайцы (поговаривают, что их в Мандалае половина населения), индусы, шаны, а также представители других национальностей Мьянмы. Мусульман среди них — около 200 тысяч человек — то есть, примерно 10 процентов населения.

Масштабных межрелигиозных конфликтов здесь не было уже давно, и многие мандалайцы говорили об этом с гордостью, считая, что если людям есть чем заняться — они не будут маяться дурью и выяснять, чья религия лучше. Тем не менее этот злополучный пост в "Фейсбуке" разрушил эти идиллические представления.

Вечером 1 июля возле упомянутой в "Фейсбуке" чайной собралось примерно 300 молодых людей (все-таки "Фейсбук" в Мьянме в основном посещает молодое поколение) вооруженных бамбуковыми палками и железными прутьями. Среди собравшихся были также буддистские монахи. Толпа искала хозяина чайной и его братьев. Полиция попыталась рассеять людей, произведя три выстрела резиновыми пулями. После этого толпа действительно рассеялась, но люди на мотобайках поехали не домой, а устроили ночные рейды по городу, вступая в драки с мусульманами. По меньшей мере пять человек были ранены. Мусульмане начали вооружаться в ответ.

Читайте также: Перепись в Мьянме: хоббитом не назовешься

На следующий вечер, 2 июля, ночные рейды буддистов по Мандалаю были продолжены. Толпа примерно в 100 человек ездила на мотобайках по городу, выкрикивая оскорбления в адрес мусульман, распевая мьянманский гимн ("Мы будем любить во веки веков Мьянму — землю наших отцов!") и кидая камнями в мечети, мусульманские магазины и дома. Особенно ожесточенные столкновения произошли рано утром, когда мусульмане шли в мечеть на утреннюю молитву.

При этом мусульмане уже были готовы к тому, чтобы дать вооруженный отпор — у них были ножи и железная арматура. В результате драки было ранено по меньшей мере 14 человек, а один из участников потасовки, 36-летний буддист Тун Тун, житель северного мандалайского пригорода Патейн Чжи, был убит. Еще одна жертва столкновений, 50-летний мусульманин, впоследствии умер от полученных в драке побоев.

Днем в четверг, 3 июля, по всей Мьянме до следующего утра был отключен "Фейсбук", что затруднило координацию флешмобов. Одновременно ночью был введен комендантский час. Полиция установила блокпосты с заграждениями и колючей проволокой на въездах в мусульманские кварталы на юго-востоке города и не пускала туда буддистских активистов на мотобайках (тем не менее, их разоружением никто не занимался). Ночь прошла относительно спокойно.

Были произведены первые аресты. У мусульман конфисковали ножи и железную арматуру. Имам самой большой городской мечети Оссаман (в числе арестованных был и его сын) впоследствии сообщил, что ножи были "ритуальными" (а значит по закону можно иметь их при себе), а один из мусульман заявил, что в нынешней ситуации мусульманам необходимо при себе иметь какое-то оружие, чтобы обороняться.

В пятницу, 4 июля, должны были состояться похороны убитого буддиста Тун Туна. Церемонию планировалось провести на кладбище Чьяникан (или Эй Ейк Ньяйн) в 15 километрах к северу от Мандалая. Для участия в церемонии днем в центре Мандалая начала собираться толпа молодых буддистов на мотобайках, вооруженных бамбуковыми палками. У многих на их транспортных средствах были стикеры движения "969". Здесь их уже ждала полиция, экипированная для разгона уличных беспорядков и занявшая боевые позиции. Судя по всему полицейские были настроены решительно, потому что один из них сказал журналистам: "Будьте осторожны. Возможно, нам придется стрелять".

Читайте также: Мьянма: воюют цифры, льется кровь

К полицейским неоднократно подходили буддистские монахи и призывали их не устраивать столкновения — толпа хоть и вооружена, но ни на кого не нападает и никого не громит. Судя по всему, полицейские придерживались подобной же линии поведения: пока нет столкновений — вмешательство полиции излишне. Тем не менее, была произведена пара выстрелов в воздух, чтобы толпа разошлась. Толпа вскоре действительно исчезла — просто люди сели на свои мотобайки и другие транспортные средства и поехали на кладбище Чьяникан.

По свидетельству очевидцев, на кладбище собралось около тысячи человек, причем полиции здесь уже не было. Разъяренная толпа устроила погром на мусульманской части кладбища и подожгла несколько небольших зданий — приют для сирот, общежитие для посетителей кладбища и дом мусульманина-смотрителя. После этого мотоциклисты поехали по всему городу, выкрикивая по пути призывы убивать мусульман.

Именно на этом этапе полиция наконец перешла к решительным действиям и начала патрулирование и зачистку улиц. В помощь мандалайским полицейским были привезены стражи порядка из других городов. После этого волнения прекратились. Сейчас Мандалай живет спокойно, тем не менее комендантский час до сих пор не отменен и блокпосты не разобраны. Улицы в усиленном режиме патрулируются стражами порядка. Полиция сообщила об аресте одиннадцати человек, причастных к актам насилия.

Собственно, на этом можно считать рассказ о событиях в Мандалае законченным, если бы не вопрос — что это было?

Ясно, что пост в "Фейсбуке" об изнасиловании буддистки был классической провокацией — без разницы, имело место это изнасилование или нет. Причем автор этой провокации даже не задумывался о том, чтобы придумать что-то свежее. В 2012 году конфликт между ракхайнцами и бенгальцами-рохинджа в штате Ракхайн начался с сообщений об изнасиловании мусульманами девушки-буддистки. Более того, в 1997 году в Мандалае уже были антимусульманские беспорядки — и начались они именно со слухов об изнасиловании буддистки мусульманами.

Вряд ли сейчас можно будет найти того, кто разместил это сообщение. Создать новый аккаунт, а потом запостить с него любое объявление в хронику популярных юзеров сегодня не составляет большого труда — и через пару часов новость уже пойдет гулять по интернету. Для мьянманского общественного сознания подобного рода технологии еще внове, поэтому они сегодня являются очень эффективными.

Возникает вопрос — кому и зачем нужны были антимусульманские погромы в Мандалае. И вот тут как раз сложно дать один ответ, потому что выгодоприобретателей может быть много. Если штат Ракхайн, где продолжается введенное в "холодную" стадию противостояние ракхайнцев и бенгальцев-рохинджа, — это все-таки мьянманская периферия, то Мандалай — центр страны и второй по величине город Мьянмы. И если случившиеся за последнее время антимусульманские выступления в Мейктиле и в штате Шан были локальными событиями (несмотря на разрушения и число погибших), то события в Мандалае по определению имеют совсем другой резонанс.

Этот конфликт может быть инициирован сторонниками "жесткой линии" в военно-политической элите Мьянмы, считающими, что президент У Тейн Сейн увлекся демократическими преобразованиями, которые в конце концов развалят страну (кстати, в качестве примера приводят печальную судьбу СССР) и закончатся большой кровью. Подобного рода столкновения дают им дополнительные аргументы для обоснования необходимости принятия жестких мер.

Не исключен и обычный бытовой вариант, или, говоря в рамках российского дискурса, "спор хозяйствующих субъектов". Возможно, у владельца чайной или его братьев были какие-то личные враги или конкуренты (неважно, какого вероисповедания), которые таким образом хотели отомстить этим людям, или создать проблемы для их бизнеса. Подобного рода изощренная месть не характерна для Мьянмы — но мало ли кому что стукнет в голову.

И наконец, есть довольно экзотическая версия о том, что конфликт выгоден прежде всего самим мусульманам. Как показывает практика, раздуть антимусульманский конфликт в Мандалае достаточно сложно — нет горючего материала. Но привлечь внимание мировой общественности, начавшей уже было забывать о необходимости защиты мусульман Мьянмы от кровожадных буддистов, к локальным антимусульманским погромам — это именно то, что нужно. Тем более, если это происходит во втором по величине городе страны.

И, наконец, есть несколько других версий. Например, что пост в "Фейсбуке" — это обычная дурость или глупость какого-то пользователя, который, возможно, не представлял себе, чем это в итоге кончится. Или — что это, при отсутствии в Мьянме социологических опросов и иных способов замера общественного мнения, просто обкатка какой-то технологии распространения нужной информации с использованием социальных сетей. Предположение тоже не лишено смысла, если учесть, что в следующем году в Мьянме предстоят парламентские выборы.

Читайте также: Мьянма: ислам и буддизм делят страну

Особо стоит сказать о роли полиции в этих событиях. Легкость, с которой стражи порядка взяли ситуацию под контроль, когда получили нужный приказ, говорит о том, что участники погромов не имели активной поддержки среди жителей города. Мандалай — торговый город, а любой бизнес любит тишину. Вопрос заключается в том, что мешало полиции предпринять решительные меры в самом начале, развести обе стороны и разоружить их. В самом деле, как заявила одной из газет местная жительница: "Попробуй сядь на мотоцикл без шлема — полиция тебя тут же остановит. А тут толпы людей ездят с палками и призывают убивать мусульман — а полицейским до этого нет дела".

Главный полицейский начальник Мьянмы, бригадный генерал Вин Кхаунг, объяснил это в интервью одной из мьянманских газет следующим образом: "Если мы будем использовать слишком много полиции для разгона толпы, то нас будут критиковать за то, что мы применяем силовые методы. Если мы не используем оружие и пытаемся решить вопрос мирным путем, критики опять будут недовольны и будут упрекать нас в слабости. Мы не можем арестовывать всех, кого мы увидим на улице". А другие полицейские чины на условиях анонимности сообщили, что полиция специально выжидала до последнего момента, когда необходимость ее вмешательства стала очевидной абсолютно всем. Именно в этом случае она избежала критики в том, что действует репрессивными методами прежней военной диктатуры — а это куда более суровое обвинение, чем упреки в запоздалой реакции.

Возможно, время даст ответы на вопросы, возникающие по поводу событий в Мандалае. Тем не менее, главный результат на сегодня уже достигнут — в Мандалае спокойная обстановка, и город возвращается к нормальной жизни. А будущее покажет, насколько прочным окажется этот гражданский мир.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить