"Франция в одиночку не справится"

Уже полторы недели во Франции продолжаются беспорядки. Сожжены сотни машин, разграблены магазины, десятки людей ранены, сотни арестованы. Эксперты говорят не просто о политическом кризисе, а о кризисе основ французского государства.

С просьбой прокомментировать ситуацию во Франции «Правда.Ру» обратилась к руководителю Центра французских исследований Института Европы РАН, доктору экономических наук, дипломату, много лет проработавшему в этой стране, Юрию Рубинскому.

Погромы во Франции стихийны или хорошо организованы?

Это что-то среднее.  Присутствует и сильный элемент стихийности, но заметна и организованность беспорядков. Очевидно, что все эти события планировались очень давно. И гибель подростков просто использовалась как повод.

Проблема назрела давно. Сейчас в стране 3,2 млн. легально работающих иностранцев, 800 тыс. нелегалов и до 5 млн. иммигрантов, уже получивших гражданство. Всего до 9% населения – выходцы из стран «третьего мира». Из них мусульмане, прежде всего арабы, составляют примерно половину. Они живут компактно в пригородах крупных городов, там куда выше уровень безработицы и преступности, чем в целом по стране. Среди иммигрантов очень много молодёжи. Эти гетто рано или поздно должны были взорваться.

Иммигранты из Северной Африки хотят вписаться во французское общество?

В том то и дело, что нет. Хотя они знают французский язык, учатся во французских школах, но даже в третьем поколении они живут в своих районах в соответствии с обычаями родины своих предков. Они представляют собой цементированное меньшинство. Франция всегда была страной иммигрантов, каждый четвёртый француз имеет бабушку или дедушку из другой страны. Но итальянцы, испанцы, португальцы, поляки, русские со временем становились французами – во втором-третьем поколении. До сих пор во Франции живёт по миллиону поляков и португальцев - сейчас они могут работать, не получая гражданство. Арабы же превращаться во французов не собираются.

А негры-христиане лучше приспособились к жизни во Франции?

Тоже не очень. Они живут в тех же предместьях, что и арабы. Но им легче получить гражданство, и религиозного барьера нет. Получив гражданство, и негры, и арабы привозят орду родственников. Французов это раздражает, отсюда популярность Национального фронта и лично Жана-Мари Ле Пена.

Чего пытаются добиться организаторы погромов?

Ситуация тупиковая – их проблемы нельзя решить без решения проблем другой части населения. Безработица во Франции сама по себе огромна – намного выше, чем, скажем, в Германии. Здесь не получится решать проблемы только арабов, а им это не нравится. Они жалуются на дискриминацию, но получают огромные пособия. Отказываться от них они не собираются и хотят ещё большего – чтобы им дали спокойно жить в их маленьком мирке. На этом Ле Пен и играет.

Собираются ли власти ужесточить миграционную политику?

Этим придётся заниматься любому правительству – и правому, и левому. Параллельно надо будет решать проблему городов. Визы с Алжиром, Марокко и Тунисом есть, но их выдают по 90 тысяч, включая право на работу и политическое убежище. Приехав во Францию, эмигранты не попадают в тот рай, о котором мечтают. Они замыкаются в своей среде, озлобляются и начинают устраивать беспорядки, попадая в сети исламских фундаменталистов.

Закон о запрете ношения религиозных символов в школах отменят?

Конечно, этот закон сыграл немалую роль в начале беспорядков. Но ни в коем случае он не будет отменён.

Будет ли усилен контроль за деятельностью мечетей?

Сама по себе эта мера ничего не даст. Все большие мечети и их имамы лояльны правительству. Сборища исламистов происходят в малых зданиях, порой даже на квартирах. Там и идёт сбор средств исламистам по всему миру.

Ваш прогноз – сколько ещё будут продолжаться беспорядки?

Недели две. И они повлекут большие отставки в правительстве. В то же время Национальный фронт Ле Пена не победит ни на каких выборах. Хотя его тезис о необходимости выслать иммигрантов разделяют очень многие – до трети населения.

Беспорядки из Франции могут перекинуться на соседние страны?

Могут. В Бельгию, в меньшей степени в Голландию и Италию. В Швейцарию вряд ли. В Германию неизвестно – там всё-таки турки, а они адаптировались лучше, чем арабы во Франции, и исламистов среди них меньше. В Великобритании пакистанцы уже давно показывают себя  - чего стоят только взрывы 7 июля. Не забудем, что получив вид на жительство во Франции, арабы могут ездить по всей Европе. Проблему надо решать в европейском масштабе – одна Франция не справится.

Вадим Трухачев

См. также по теме:

Франция привыкает к погромам

Фото АР

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *