Игра разума: как используются опросы в соцсетях

К опросам в социальных сетях надо относится с опасением, часто это грамотный пиар и работа на пользователя. "Портрет" современной молодежи, представленный на конференции RIW социальной сетью "ВКонтакте", прокомментировал "Правде.Ру" Александр Федорович, врач-психиатр, врач-психотерапевт высшей категории.

— На основании опроса 10 тысяч пользователей из России в возрасте от 14 до 25 лет в топ-5 примеров для подражания вошли родители, "никто", Владимир Путин, Илон Маск и Иисус Христос. Чем можно объяснить такие приоритеты?

— Я думаю, что здесь формируется некий баланс между реальностью и демонстративностью. Иисус Христос и президент, вроде бы, что у них общего? А только рейтинг. О них много и долго говорят. О президенте говорят много, потому что скоро выборы, и ситуация в СМИ активнейшим образом муссируется, а Христос — это тот образ, который всегда приходит людям в голову, как только они начинают задумываться о чем-то.

— На первом месте, как утверждают исследователи, у молодежи все же находятся родители. Правдоподобно, на ваш взгляд?

— А вы в них верите, в эти исследования? Я считаю, что это грамотный пиар. Это социальная сеть решила обозначить родителей в лидеры, чтобы родители были к ним лояльней. Я думаю, что люди или лаборатория, которая занимается разработкой подобных опросов в этой социальной сети, — молодцы. Я это вижу так, потому что это такой грамотный, очень тонкий подкат: наши пользователи выстроили в ряд родителей, президента, Иисуса.

— Интересную позицию в этом "каноническом" топе занял американский предприниматель Илон Маск. Как это можно объяснить?

— Объять необъятное, собрать под свои знамена идеологически максимальное количество значимых личностей, обозначить самые ключевые переживания максимального количества условных и безусловных адептов. Я считаю, что просто так такие вбросы не делаются, это очень грамотный ход, можно им восхититься.

- Согласно опросу, 80% молодых пользователей "ВКонтакте" не волнует мнение людей вообще. О чем это говорит?

— Я думаю, что это механизм "выдать желаемое за действительное", потому что такого просто не может быть. Система государственности устроена настолько тонко и четко, что даже на маргиналов, которые валяются в зеленых контейнерах, оказывает влияние то, что происходит с погодой, природой, и те социальные движения, которые происходят в государстве. Если мы верим в то, что действительно было проведено исследование, — то тогда это игра разума. Если же не верим, то это отражение второго пункта "предпочтений" — "никто". То есть это не более чем перифраз.

— Какие пристрастия у современной молодежи, по вашим наблюдениям, как они меняются, от чего зависят?

— Молодые люди, которые ко мне приходят, они рассказывают мне в основном про грусть. А если посмотреть на ситуацию несколько шире — ничего не меняется в том, что касается восприятия окружающей среды, межличностного взаимодействия, объединения в микрокосмы (небольшие автономные "миры" — ред.) и микрогруппы. Я убежден, что человек не меняется вообще, в принципе — никак. Технологии какие-то — да, материалы какие-то, — наверное, да. Может быть, передача информации — наверное, да. Но структурно именно с точки зрения психологии человек не может измениться, потому что у него не меняется химия.

И 1000 и 5000 лет назад у человека в 1 куб. см крови было 5 млн эритроцитов. Химические реакции абсолютно неизменны, а следовательно, и чувства, которые человек испытывает и переживает, с точки зрения химии тоже не меняются. И мы находим тому подтверждение в работах Софокла и Сократа, Монтеня и современных философов и психиатров.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить