Чайлд-фри

О том, что низкая рождаемость является главной проблемой современной России, знают, наверное, все. Так же, как и о том, что по количеству абортов наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире. Слышим мы эти ужасы регулярно — от чиновников, от различных общественных деятелей, да и просто в кухонных разговорах.

Но воз и ныне там, а главные поборники повышения рождаемости и запрета абортов по-прежнему... мужчины. Зато три четверти участников Чайлд-фри движений (семьи, "свободные от детей") и сообществ — женщины, и это закономерно.

Вы когда-нибудь встречали человека, который сознательно стремится к нищете, многолетним трудностям, потере нормальной работы? Может быть, вы знаете кого-то, кто хочет рано состариться, потерять привлекательность, забыть о романтике, заполучить букет различных болезней?

Или, например, вам часто попадаются люди, мечтающие посвятить годы жизни изнурительной борьбе с мелкими бытовыми трудностями, которые элементарно решаются при наличии денег?

Мешки писем с мольбами прислать денег на коммунальные платежи, еду и одежду, направленные в газеты и благотворительные организации, в большинстве принадлежат женщинам с детьми. При внимательном прочтении выясняется, что их авторы — матери-одиночки.

Они, как правило, лишились работы, либо с зари до зари гнут спину на работах тяжелых и низкооплачиваемых, не имеют собственного жилья и ютятся с родственниками, которые далеко не всегда в восторге от такого "уплотнения".

Несколько лет назад мне регулярно приходилось посещать многодетные семьи, не маргинальные, нет, обыкновенные семьи, и бедность бросалась в глаза с порога. Опрятная, честная бедность, старательно замаскированная лозунгами "главное – любовь и внимание, не в деньгах счастье".

Конечно, главное - любовь и внимание, кто бы спорил. Я только до сих пор не могу себе представить, когда же успевать выражать эти самые любовь и внимание четырем-пяти детишкам, если надо успеть постирать за ними одежду без стиральной машинки, приготовить им полезную еду без какой-либо бытовой техники, занять игрой без игрушек и чтением без книжек.

Недавно по телевизору показывали сюжет "Многодетные семьи снова в моде". Героиня с гордостью рассказывала об успехах детей: они успевают перед школой сбегать на молочную кухню, знают, где продаются самые дешевые продукты, и умеют носить одну пару обуви по три сезона, чтобы досталось и младшим. Полезные, конечно, навыки...

Кстати, о телевизоре. Какими бы бедными ни были семьи, куда я наносила визиты, но телевизор всегда присутствовал. И в течение трех-четырех часов моего пребывания я убеждалась, что именно он - центр внимания детей. Не мама с папой.

Осуждать матерей не возьмусь. Если они в чем-то и не правы, то уже наказаны и без моего или еще чьего-то осуждения. Посмотрите фотографии многодетных семейств в газете или журнале (семьи олигархов и аналогичные исключения не в счет), найдите на них мать – и вы поймете, почему.

Именно поэтому в сообщества Чайлд-фри часто приходят совсем молоденькие девочки и пишут, что не хотели бы иметь детей, поскольку не хотят терять красоту. Девочки, конечно, тоже бросаются в крайности, но они ведь равняются на "старших товарищей".

А взрослые участницы Чайлд-фри движений, как правило, успешны. Привлекательны. Ухожены. Имеют высшее образование и хорошую, любимую работу. Счастливы в личной жизни. Уверены в себе.

Давайте по-честному, без лишней толерантности. Будь вы девочкой пятнадцати-семнадцати лет, на какой образ жизни вы хотели бы ориентироваться? Какой предпочли бы видеть себя в тридцать?

Состоявшейся и состоятельной дамой, объехавшей полмира, уважаемой коллегами, бодрой и веселой или безликой неухоженной сорокалетней на вид теткой с сумками продуктов, целыми днями снующей между тазиком с бельем и кастрюлей с кашей?

Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным — вот, собственно, и ответ на то, почему призывы к повышению демографии остаются громкими, но пустыми словами. Мужскими словами – поскольку улучшать любые показатели за чужой счет всегда приятно. Что теряет мужчина, если у него рождается ребенок?

Абсолютно ничего. И даже в худшем случае, разведясь с женой, он не теряет ничего – 25 процентов от "белой зарплаты" смешно называть серьезными лишениями. Гордый статус отца, не оплаченный никакими жертвами, остается при мужчине на всю жизнь.

Что теряет женщина? Многое, а порой все. Если не останавливаться на теме риска для жизни и здоровья, а

Стелла Чиркова: Чайлд-фри
Стелла Чиркова: Чайлд-фри
взять только материальные вопросы, то падение очевидно. Американские исследователи уже посчитали, сколько тратит на достойное содержание ребенка среднестатистическая семья и что можно купить, если отказаться от идеи обзаводиться потомством.

Например, суммы, которую вы потратите на младенца до года, хватит на прекрасное путешествие класса люкс. А на те деньги, что уйдут на школьника с 8 до 12, удастся приобрести новую роскошную машину.

Рождение ребенка означает для женщины вынужденный переход в категорию иждивенцев (со всеми вытекающими "правами"), временную финансовую слабость и беззащитность.

Приходится останавливаться в карьере, отказываться от многих возможностей. Что взамен? Устная благодарность чиновников за вклад в повышение рождаемости в стране? Материнский капитал, которого не хватит на жилье большинстве городов? Копеечное пособие, едва покрывающее стоимость памперсов?

Немалые траты на мнимо-бесплатные детские сады и врачей, которых вечно не хватает в мнимо-бесплатных поликлиниках? И в случае ухода мужа необходимость самостоятельно обеспечивать семью, поскольку алиментов, как и пособия, хватает только на памперсы. Когда удается после многих месяцев нервотрепки и судебных разбирательств эти алименты вообще получить.

Сложившаяся ситуация, когда рожать не только не выгодно, но финансово опаснее, чем вкладывать все деньги в акции "пирамид", может напугать лучших. Сильных, умных, образованных, целеустремленных и ярких женщин, которые многого добились своими силами, независимы, привыкли думать и анализировать, надеяться на себя и влиять на других, а не быть объектами влияния.

И пафосные обращения с телеэкранов на них не подействуют, пока работодатели предпочитают любыми способами избавиться от беременной сотрудницы, а баночка хорошего детского питания стоит не меньше 50 рублей. В день восьмимесячному малышу их требуется несколько штук — овощное пюре, фруктовое пюре, мясное пюре, творожок, сок, кефир.

Нет денег? Бегите на рынок, покупайте овощи-фрукты и натирайте самостоятельно с утра до вечера, делайте домашний творог и измельчайте мясо. Ваше время теперь ничего не стоит. Вы к этому не привыкли? Привыкайте. Или добро пожаловать в сообщество Чайлд-фри.

Какие бы высокопоставленные мужчины ни говорили о счастье материнства, пока слова не будут подкреплены делами, отзываться станут только самые внушаемые и наименее самостоятельные слои населения. Пополняя детские дома, дома инвалидов и интернаты.

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Обсудить