Духоборы. Возвращение на Бежин луг

Есть в центре России земля “Духобория”. Она не обозначена ни на одной карте, но именно здесь живет сильный духом русский народ...

Чернский район знаменит тургеневским Бежиным лугом, деревней Котловка, где состязались в пении Яшка-турок и рядчик, родовым имением Толстых — Никольским-Вяземским, где Лев Николаевич создавал главы романов “Война и мир”, “Воскресение”. Но не в столь отдаленные времена эти “местные достопримечательности” для властей не имели никакого значения.

О них вспоминали, когда надо было удивить чиновных гостей: мол, мы тоже не лыком шиты. Район считали, хотя он является вторым по территории в области, отрезанным ломтем.

Численность населения упала в пять раз. В запустение приходили населенные пункты, земля. Дожили до того, что на работу принимали даже бывших рецидивистов, а в некоторых хозяйствах коров доили... солдаты близлежащей воинской части.И вот в эту “дыру” в 1989 году решили переселиться духоборы — жители русских сел бывшего Богдановского района Грузии.

Свою просьбу в тогдашний Верховный Совет СССР они объяснили не только возможностью найти свободные земли, но и близостью толстовских мест. Ведь именно Лев Николаевич помогал их предкам словом и деньгами.Судьба к духоборам была жестока, словно взяла за коварное правило проверять на прочность “борцов за дух”, отрицавших догматы Православной церкви, утверждавших, что “Бог — в каждом из нас, а царь не есть помазанник Божий на земле”.

За сие вольнодумство духоборцев — государевых крестьян — по велению Николая I в судебном порядке изгнали из плодородной Твери, где им милостиво разрешил селиться по Указу 1801 года мягкий и терпеливый по натуре Александр I.Началось “великое гонение за веру”. За полтора столетия куда только не бросал злой рок трудолюбивых сектантов: бунтарей — в Сибирь, Якутию, казахские степи, радикальных и малоимущих — в Канаду, отказавшихся принять православие, зажиточных — в горные районы Грузии, на границу с Арменией и Турцией. Там четыре тысячи духоборцев на голом камне обосновали русские села: Гореловку, Орловку, Ефремовку, Спасовку, Калиновку...

Проповедуя еще со времен Екатерины II общинное жизнеустройство, отличавшееся определенным демократизмом и неприятием насилия, духоборцы и в грузинской ссылке были ненавистны самодержавию. Когда 25 июня 1895 года они в знак протеста против убийств и войн, против службы в царской армии демонстративно сожгли оружие, Николай II начал новый этап гонений.В тот летний день духоборы-мужчины привезли на лужайку 20 возов дров, два — угля. Положили на эту кучу оружие, включая охотничьи ружья и ножи, облили все керосином и подожгли.

Так впервые в России были сформулированы идеи пацифизма, в основе которых лежали убеждения, что человек — храм Божий, а убийство человека — величайшее преступление.“Костер честолюбия” дорого обошелся гордым духоборцам. На усмирение бросили казаков. Лужайка, где произошел акт сожжения, была залита кровью избитых до полусмерти. Потом на “иноверцев” обрушился настоящий террор. Трудно представить, как сложилась бы судьба лишенцев, если бы не заступничество Л.Н. Толстого. Закавказские ходоки добрались до Ясной Поляны, поведали мудрецу о зверствах властей. Яснополянский “еретик” бросил клич к сбору пожертвований в пользу духоборов.Несмотря на то что распоряжением министра внутренних дел на два месяца было запрещено печатание газеты “Русские ведомости” (именно за сбор пожертвований и передачу их Л.Н. Толстому), деньги продолжали поступать. Только московский купец и меценат К. Солдатенков внес 5000 рублей.

Сам великий писатель выделил 12 тысяч рублей — часть гонорара за издание романа “Воскресение”. В результате такой поддержки были зафрахтованы четыре парохода, на которых более двух тысяч духоборцев отправились на жительство в Канаду. А в самой Грузии на средства Льва Николаевича построили школу и приют.Толстой не оставлял без внимания своих новых друзей, которых он называл не иначе как “людьми ХХV века”, чьи идеи могут быть реализованы только через 500 лет.

В феврале 1901 года он пишет духобору Ивану Конкину:

“Не скучайте, любезные братья и сестры, что жизнь ваша проходит в тяжелых условиях. А постарайтесь наилучшим образом жить в этих условиях, и скорбь ваша в радость превратится”.

Но испытания продолжались. Революция, на лозунгах которой были слова о равенстве и братстве, тоже не приняла сектантов, хотя их общинный уклад жизни очень напоминал зарождающиеся колхозы. Новой власти не нравилась независимость духоборов, доказавших, что насилием можно лишь угнетать людей, но не управлять ими.Могилочки предков держали общину на Кавказе до последнего. Когда президент Гамсахурдиа объявил, что Грузия — для грузин, русские люди на себе испытали “прелести” национализма. В поселениях в школах, где не было ни одного ученика-грузина, вводилось преподавание на местном языке. Дети перестали посещать занятия. Потом периодически отключали электроэнергию.

Богатые духоборческие колхозы-миллионеры, которые кормили население всего Богдановского района Грузии, несли огромные убытки. И тогда люди обратили свой взор на Родину, на Россию. На одном из шумных сходов со слезами на глазах и проклятиями приняли решение обосноваться на земле, где жил их господин — Л.Н. Толстой.Почти 10 лет назад в старинном селе Архангельском (в здешней церкви крестили будущего композитора А.С. Даргомыжского), что неподалеку от родового имения Толстых — Никольское-Вяземское, появился первый духоборческий “десант” строителей. С помощью местных жителей проложили дорогу, восстановили животноводческие и другие помещения, начали возводить дома. Духоборам выделили пять с небольшим тысяч гектаров сельхозугодий. Правительство перечислило для обустройства переселенцев необходимые средства. Вскоре духоборы создали свой колхоз-общину имени Л.Н. Толстого.

Кстати, с таким названием хозяйство — единственное в стране. Духоборцам, ставшим россиянами, хозяевами на чернской земле, местные жители подарили 30 тонн сена, овец да баранов, трактор с культиватором, семена, саженцы, библиотеку... Начинали с малого, а сейчас в Архангельском живет более семисот духоборов, получивших российское гражданство. В этом году в село переехали еще около десяти семей. Гражданство, между прочим, они получили еще в Грузии — там оно оформляется быстрее.За несколько лет в Архангельском появилось 140 добротных жилых домов. Некоторые поставлены в духоборских традициях — с открытыми верандами, украшенными резными колоннами из дерева. Стадо коров в толстовской общине — одно из самых крупных в районе: около трехсот голов, да еще почти в каждом доме держат одну-две буренки. Многие семьи завели лошадей. В селе работают своя пекарня, колбасный цех, есть заводик по производству знаменитого духоборского сыра, сливочного масла, сметаны.

Переселенцы мужественно и стоически переживают трудности, которые обрушились на селян в связи с рыночным отношениями. Чтобы купить, например, трактор, надо полгода продавать молоко, которое стоит гроши. Проблема и с реализацией продукции. Даже за поставленную месяцами не получают денег. Зарплату здесь тоже получают, как и почти везде на селе, натурпродуктом: молоком, мясом, сыром, маслом...

“Живых” денег нет для приобретения обновок молодежи, для снаряжения детей в школу. Кстати, одиннадцатилетка в Архангельском похожа на один большой вагон с классами-купе. Кроме обычных предметов здесь изучают историю духоборчества, а уроки заканчивают молением.Сейчас невозможно себе представить, но до августа 91-го года в колхозе имени Толстого была своя парторганизация, насчитывающая 70 коммунистов. Были комсомольцы, пионеры. Как говорится, все как у людей. Многие, особенно молодежь, не держали постов, не соблюдали библейские заповеди, терпимо относились к алкоголю и табаку. Стали искать на стороне невест и женихов.

Раньше духоборские семьи жили домами за одной изгородью — деды, дети, внуки, правнуки. Сейчас каждая семья стремится к самостоятельности. Случаются и разводы. Впрочем, вера ведь это позволяет: семья — влечение душ, а насильно, как известно, мил не будешь. Хотя за последние три года в Архангельском не приключилось ни одного развода. Но и свадеб стали справлять меньше. К слову, с бракосочетанием у духоборов тоже все по закону — молодоженов регистрируют в вагончике, заменяющем пока загс. Прежде никаких венчаний и регистраций не признавали, чтобы стать мужем и женой, достаточно было справить свадьбу. И семьи были словно кремень, на века.

Изменилось отношение и к оружию. Правда, в том случае, если речь идет о защите Отечества.— Служить в армии — это не значит поддерживать войну, — поясняет председатель объединения духоборов России Алексей Кинякин. — Наши ребята понимают, что надо честно выполнять свой долг перед Родиной. В этом году мы собрали всех призывников, вручили им наказы, подарили фотоальбомы, зачислили на постоянную оплату на время службы. Когда вернутся, у каждого на счету будут деньги на покупку цивильного костюма.В одну из своих поездок в Архангельское довелось беседовать с Василием Тимофеевичем Гололобовым. Всю свою долгую жизнь он отработал каменщиком, фундаменты многих домов в Богдановском районе Грузии — его рук дело. На чернской земле появился среди первых переселенцев. Признался: “Приташшили сюды на пенью”. Чтоб, значит, хор создал на новом месте.Раньше молодежь неохотно ходила в молельный дом, предпочитая ему дискотеку.

В последнее время интерес к вере отцов и дедов заметно возрос. Парни и девчата ходят “кланяться” вместе со старшими. Обычно собираются в чистой избе, украшенной расшитыми полотенцами. На стол ставятся хлеб и соль — символы мира, святости и добра. Мужчины садятся с одной стороны, женщины — с другой. Каждый читает “святые стишки” и псалмы. Наизусть их несколько десятков могут “твердить” только старушки. Женщины помоложе держат в памяти от силы три—пять псалмов. В заключение мужчины в своем кругу, женщины — в своем по три раза кланяются друг другу и лобызаются. После общего поклона все чинно-благородно расходятся по домам, чтобы завтра начать все сначала. Короче, стараются жить, как жили первые духоборы триста лет назад.

Фото: Давид Вартумашвили, vartumashvili.com

Николай ПАВЛОВ.

Тульская область.

Автор Николай Павлов
Николай Павлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить