На Дальнем Востоке администрация аэропорта на полном серьезе взялась за подсчет птиц: ворон и воробьев. Объявлен даже конкурс на исследование и подсчет птиц в районе аэропорта Владивостока. Также в планах — специальный проект по оптимизации орнитологической обстановки. Причины подобных шагов — участившиеся ЧП на взлетах и посадках самолетов.
Аэропорт Владивостока объявил конкурс на выполнение научно-исследовательских работ и разработку проекта "Орнитологическое обследование аэродромной и приаэродромной территории аэропорта, создание эколого-орнитологического проекта системы аэропорта", сообщается на сайте госзакупок. Исследователям, которые выиграют этот конкурс, предстоит в числе прочего изучить поведение и подсчитать количество местных и перелетных птиц в ареале владивостокского аэропорта.
По мнению специалистов по авиаперевозкам, это позволит в значительной мере повысить безопасность полетов, особенно на участке взлета-посадки. Аэродромная и окружающая территория должна быть изучена на предмет потенциальной опасности пернатых в радиусе полутора десятков километров. На основании полученных данных будет создаваться уже отдельный специальный проект по оптимизации орнитологической обстановки. Ну что ж, пассажирам спокойнее будет.
Как гласят авиационные интернет-справочники, максимальная опасность столкновений в течение года связана с сезонными миграционными перелетами пернатых и периодом гнездования.
Читайте также: El Al: на борту два командира и "амазонки"
По мнению ученых-орнитологов, наиболее часто угрозу столкновений с воздушными судами создают стаи птиц в дневное время. Подавляющее большинство "контактов" птиц и самолетов, до 84 процентов, происходит на высотах до 100 метров — на этапах разбега, отрыва и первичного набора высоты (около половины случаев), а также во время захода на посадку.
Конечно, трагические аварии и катастрофы по вине птиц достаточно редки. Однако это не повод пустить "пернатую" проблему на самотек.
Стоит вспомнить хотя бы самое громкое авиационное событие с наиболее серьезными за последние четверть века последствиями в гражданской авиации России — катастрофу грузового самолета Ан-12 после взлета в аэропорту "Домодедово" 29 июля 2007 года. В катастрофе погибли все семь членов экипажа, находившихся на борту. Трагическая случайность — птицы попали одновременно в оба двигателя.
Вообще, птицы в зонах аэропортов — это головная боль всех воздушных транспортников. Первое (зафиксированное документально) столкновение самолета с птицами произошло в 1905 году. А первый трагический "птичий" случай произошел 3 апреля 1912 года над городом Лонг-Бич в Калифорнии. Американский пилот, совершая демонстрационный полет, врезался в стаю птиц. У самолета заклинило управление, и он упал в воду вблизи побережья.
Читайте также: Трагедия 2001-го: лайнер сбит, а виновных нет
Наибольшее количество жертв в истории авиации, связанное с крушением самолета из-за столкновения с птицами, имело место 4 октября 1960 года. Пассажирский "Локхид" при взлете из аэропорта Бостона попал в стаю скворцов. Самолет упал тут же, в бостонской гавани. Из 72 человек, бывших на борту, погибли 62.
Ситуацию комментирует "Правде.Ру" заслуженный летчик гражданской авиации РФ Вадим Мамаев:
"90 процентов всех происшествий с птицами происходит при полетах именно в районе аэродромов и на малых высотах. Удар даже небольшой птицы об элементы конструкции самолета часто сравнивают с выстрелом пушки. Небольшое и очень даже, согласитесь, мягкое существо на встречных курсах превращается в самый настоящий снаряд немалой разрушительной силы.
Исходя из этого, существуют даже специальные рекомендации для летного состава о возможном снижении скорости полета и оборотов двигателя в случае наблюдаемого возможного столкновения с птицами, если не удается избежать этого столкновения. Хотя, конечно, подобного рода рекомендации очень трудноосуществимы на взлете или при посадке, когда маневр по понятным причинам ограничен. Именно поэтому очень радует всех пилотов, когда они узнают о том, что в каком-либо аэропорту ведутся работы по изучению птиц, как в случае с Владивостоком.
Читайте также: Людмила Айвар: железо у нас дороже людей
Так уж получается, что птицы, к сожалению, очень часто "квартируют" именно возле летных полей. Ведь, сами понимаете, что, кроме бетонной полосы, само аэродромное поле обычно всегда имеет хороший травяной покров, который является бесперебойным поставщиком еды для птиц (семена и насекомые). Ну, а летом над нагретым бетонным покрытием полосы пернатые ловят летающих насекомых.
Но, как мне кажется, только изучение повадок, "летных характеристик" и подобных этому параметров живых птиц не даст полной уверенности в безопасности. Нужна логистика еще на этапе планирования строительства аэропортов! Увы, иной раз появлению птиц вблизи аэропортов способствует сам человек.
Согласитесь, что летные поля располагаются на окраине города и нередко соседствуют с регулярными или стихийными свалками мусора. Еще в советские времена тот же московский "Шереметьево" находился недалеко от крупной свалки. Точнее, она была рядом с ним… А ведь именно на свалках часто кормятся птицы — причем достаточно крупные, например вороны, голуби и чайки. А за ними подтягиваются крупные хищные птицы.
Читайте также: Скорбная хроника трагедий на взлете
И все эти перелеты "поближе к еде" осуществлялись как раз через летное поле… Иной раз, особенно на взлете, в былые годы сердце замирало, ведь взлетающая машина производит большой шум и пугает пернатых, сидящих в траве… Ученым, которые будут изучать птиц в окрестностях аэропорта Владивостока, по-видимому, стоит впоследствии поделиться своим опытом с коллегами из других регионов и даже стран — проблема-то общая".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.