У россиян становятся популярны судебные процессы

Суды: сутяжничество или законность?

Бабушка вступилась за любимого внука и нанесла побои его сверстнику. Теперь 75-летнюю старушку ожидает суд по пустяковому бытовому делу. На разных каналах российского телевидения демонстрируют постановочные судебные заседания. Телепрограмма о том, как красиво одеваться, создана в стилистике судебного заседания. Переключим канал — и получим очередное слушание дела по голливудским стандартам. Еще не став законопослушными, мы активно начали сутяжничать.

Как-то при встрече автор этих строк спросил известного адвоката Павла Астахова, не боится ли он, что мы, подобно американцам, превратимся в нацию сутяжников? После непродолжительной паузы Павел Алексеевич сказал: "Давайте мы сначала попробуем уважать суды и наши права. А во что мы превратимся — посмотрим. Нет, я не думаю, что мы превратимся в нацию сутяжников… Любые способы хороши для отстаивания своих прав".

Примечательно, что телезвезда, получившая известность благодаря виртуальным судебным процессам (сейчас добавились и настоящие дела) все-таки добавил "любые способы". Хотя позиция Астахова в общем-то сводится к ликвидации юридической безграмотности населения и пропаганде цивилизованных способов решения конфликтных ситуаций. На задумчивость адвоката (нерусское слово, а исконное стряпчий давно выпало в пассив) натолкнул родной глагол, который, как известно, жжет сердца людей.

Русский глагол СУТЯЖИТЬ или сутяжничать, что по словарю В. И. Даля означает "заводить тяжбы, споры по суду, тягаться, судиться вздорно, придирчиво, стараясь оттягать что-нибудь", как и все его производные от него, имеют отрицательный оттенок. От этого никуда пока не удается уйти. Нутром русский человек чует, что его проведут крючкотворы да еще и три шкуры спустят. "Кто с ярыжкой поводится, без рубахи находится", — говорит народ.

Читайте также: Следствие ведут бюрократы: раб или нет?

Напомним, что в Московском государстве XVI-XVII веков ярыжкой или ярыгой называли полицейских невысокого чина. И уже во втором значении это слово относилось к пропойцам и прочим асоциальным элементам, подобно нынешним бомжам.

На просьбу прокомментировать русскую пословицу "Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло", Павел Астахов припомнил, что она появилась в России "в эпоху реформ Александра II, когда русских людей пытались приучить к тому, что необходимо соблюдать определенные юридические процедуры. К сожалению, пословица до сих пор актуальна".

Может быть, и так, спорить не будем, но неправедный суд существовал со времен царя Гороха. Взять хотя бы выражение "шемякин суд" и соответствующую сказку. Мнения филологов о времени возникновения этого крылатого выражения разнятся. Одни утверждают, что в нем дожила до наших дней недобрая память о жестоком и коварном Галицком князе Дмитрии Шемяке, который в XV веке добился власти, предательски ослепив законного московского князя Василия. Другие указывают на известную русскую народную повесть о "неправедном судье по имени Шемяке. В любом случае появилось выражение примерно в одно время. И намного позднее, задолго до пореформенного периода русской истории…

Взять повесть Пушкина "Дубровский". Кто не знает, сюжет наш классик извлек из подлинной истории некоего дворянчика из Белоруссии, облагородив при этом своего героя по сравнению с оригиналом. Причиной появления отечественного Робин Гуда стал опять-таки неправедный суд. Аналога русской пословице про закон и дышло в европейских языках нет, ее можно перевести только буквально или с пространным комментарием. Это не означает, что человек в Европе лучше — но условия существования разнятся. Великий немецкий философ Артур Шопенгауэр заметил: "Врач видит человека во всей его слабости, юрист — во всей его подлости (Schlechtigkeit), теолог — во всей его глупости".

Читайте также: Четыре года за смертельную "тарзанку"

В сказанном наблюдательным мыслителем больше неприятия богословов, нежели представителей судебных органах. Отношение законопослушных европейцев к суду лучше всего выражено в романе Франца Кафки "Процесс". И законопослушность у них, заметьте, в крови. Рыцарские турниры, тайные суды-фемы (Feme или Veme) и более поздние органы дознания, вроде святой инквизиции, немало тому поспособствовали.

Иосиф Сталин однажды, говорят, полушутя-полусерьезно заметил, что в Германии революция невозможна из-за того, что любую демонстрацию там запретит первый же полицейский пристав. И дело ведь не в нем, а в послушании. Иностранцы, посещавшие Московию времен Ивана Грозного и Бориса Годунова, многое критиковали и не принимали в этой чужой и варварской для них стране, но с восхищением писали о том, что здесь нет разного рода стряпчих и судейских. А великий вождь со своими приспешниками превратили открытые судебные процессы в настоящие зрелища, намного превосходящие современные телешоу не только своей кровожадностью, но и качеством постановки.

Самым слабым местом любого суда (даже праведного) является невозможность удовлетворить обе стороны. Нужно запастись долготерпением, чтобы выдержать все эти многочасовые заседания. Но, если time is money, то нужны и последние. Для каких целей — объяснять вряд ли нужно. В казуистике параграфов и определений бывает сложно разобраться и образованному человеку, что уж и говорить о неучах и недалеких умом гражданах. Самое главное кратко выразил великий русский юрист Анатолий Федорович Кони: "Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его не уважает".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить