Самое громкое "дезертирское" дело последних лет распутывается в Саратове

Следствие ведут бюрократы: раб или нет?

Пожалуй, самое громкое "дезертирское" дело последних лет распутывается в Саратове. Житель города Ершова Саратовской области Андрей Попов пропал еще в 2000 году во время срочной службы. 17 августа 2011 года он вернулся домой и был арестован за дезертирство. Хотя, как утверждает Андрей, все эти годы он был в рабском плену в Дагестане, где его содержали в ужасных условиях и заставляли работать на кирпичном заводе.

Кто тут прав, кто виноват, конечно, определит следствие и суд. Уголовное дело против беглого солдата (или несчастного пленника) было возбуждено одиннадцать лет назад. Солдатик, служивший совсем рядом с домом, в Татищевском районе Саратовщины (это всего в 200 километрах) в войсковой части 14460, в сентябре 2000-го был официально отпущен на побывку домой.

По приезде солдат рассказал родным, что все у него хорошо, никаких проблем. Когда вышел срок побывки, он спокойно попрощался с родными, уехал и пропал. Все одиннадцать лет он находился в розыске как дезертир. 17 августа нынешнего года он пришел в родной дом. На следующий же день сам явился в Ершовское ОВД. У полицейских было постановление о заключении Попова под стражу. Вот его-то они и исполнили, все на вполне законных основаниях.

Читайте также: Кого подставляет беглый призывник

Сейчас давнее "дезертирское" уголовное дело на него возобновлено, расследование продолжается. Теоретически, учитывая факт явки с повинной, силовики могут изменить Попову меру пресечения с ареста на более мягкую, скажем, под подписку о невыезде. Ну или (и такое тоже вполне может быть) 30-летнего мужчину отправят в одну из воинских частей, где он будет заканчивать службу под наблюдением командования вместе с юными призывниками. Ведь по факту он все-таки является действующим военнослужащим по призыву, просто срок его службы приостановлен осенью 2000 года, с тех самых пор, когда его посчитали дезертиром.

Пока идет следствие, в местной прессе публикуется масса статей о солдате Попове. Придя домой, он рассказал о своих злоключениях родным и близким. Оказалось, что 30 сентября 2000 года, когда он возвращался из домашней побывки в свою часть, его похитили. В поезде ему что-то подсыпали в воду, и он отключился. Пришел в себя только в Дагестане на каком-то кирпичном заводе. Вот там-то Андрей и пробыл все одиннадцать лет — в рабстве.

Трудился за еду, хотя сложно назвать едой овсяную похлебку. Все эти годы парень не видел ни куска хлеба, ни даже картошки. Вместе с ним содержалось еще несколько русских мужчин, также похищенных. По словам страдальца, их постоянно били. Он сам два раза пытался бежать, его ловили, ломали ему руки и ноги, выбивали зубы. На третий раз он смог вырваться.

Читайте также: Армия упала под шведский стол

Андрей практически пешком прошел до дома из Дагестана в Саратовскую область — ведь ни денег, ни документов у него вообще не было. Вернулся — его узнали с трудом. Вместо 19-летнего бодрого паренька его родственники увидели изможденного, худого, жутко постаревшего мужчину. Самое печальное, что арест беглого раба юридически полностью законен — и даже силовики, в большинстве своем явно сочувствующие Андрею Попову, бессильны изменить положение.

Хотя саратовская пресса приводит и другие мнения военных прокуроров и следователей: мол, дезертир сам себе придумал "легенду" о рабстве. Мол, одиннадцать лет солдатик побегал, надоело просто ему болтаться по стране без документов и денег, вот и вернулся в дом родной и сам полиции сдался. Впрочем, саратовская общественность все-таки на стороне Попова. Это чувствуется по многочисленным сообщениям на местных интернет-форумах…

В СМИ уже публиковались даже слова руководителя пресс-службы МВД Дагестана Вячеслава Гасанова: мол, все кирпичные заводы республики расположены компактно, рядом с Махачкалой, между двумя федеральными трассами. Никаких замков, колючей проволоки и камер там просто нет. И ни о каком рабстве речи идти не может. Бывает, что люди из других регионов приезжают, чтобы прилично заработать.

Некоторые, когда возвращаются домой, просто пропивают заработанные деньги и потом рассказывают сказки про "дагестанский плен"… Ну что ж, это тоже вполне правдоподобно. За самовольное оставление части Попову сейчас грозит до пяти лет тюрьмы. Но если следователи докажут, что он стал дезертиром, наказание будет более суровым.

Правда, вчера, 25 августа, по сообщениям Saratovnews, солдата выпустили из СИЗО и направили в воинскую часть областного центра. Также перед отправкой в воинскую часть ему была дана возможность краткой встречи с семьей.

Есть надежда, что с помощью общественности родным раба-дезертира удастся найти грамотного, а главное, недорогого адвоката — лишних денег в семье нет. По-видимому, следствие, а может, и судебный процесс будет достаточно непростым.

Читайте также: Кавказцы в армии: больше трех — уже ЧП?

Кстати, похожие случаи уже бывали в России. Так, на днях Северокавказский окружной военный суд по ходатайству глав Дагестана и Ингушетии заменил мужчине, осужденному за дезертирство, тюремное заключение на условный приговор. Житель Дагестана Магомед-карим Гаджикеримов самовольно покинул воинскую часть почти двадцать лет назад! И вот через девятнадцать лет его приговорили к году тюрьмы. При этом дома его ждали жена-инвалид и трое детей.

Но, пожалуй, самый примечательный "дезертирский" случай имел место еще во времена СССР. О нем тогда писала вся советская пресса. В 1944 году через день после призыва 18-летний житель Владивостока сбежал прямо с призывного пункта. В те суровые времена с возбуждением уголовных дел не затягивали, его тут же объявили в розыск. Нашли и задержали дезертира лишь в 1972 году, он спокойно жил там же, во Владивостоке. Каким-то образом ему во время войны удалось выправить документы, после войны он женился, появилось у него двое детей, он даже вступил в КПСС.

Лишь когда дезертир, прикупивший на свой пиджачок военных орденов и медалей, начал появляться на разных мероприятиях в рядах настоящих фронтовиков, кто-то из них заподозрил неладное. Прошлое дезертира проверили — и разоблачили его. Не помогли "липовые" документы…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *