Надо ли бояться комету Еленина?

Комета C/2010 X1, открытая 10 декабря прошлого года российским астрономом Леонидом Елениным, на пути к Солнцу должна приблизиться к Земле на короткое расстояние. Это случится 16 октября. Предстоящее событие породило бурю в СМИ: выдвигаются версии, что комета Еленина вызовет на планете страшные катаклизмы. А что говорят по этому поводу "спецы"?

C/2010 X1 была обнаружена при помощи аппаратуры, установленной на первой российской удаленной обсерватории в западном полушарии ISON-NM (International Scientific Optical Network, штат Нью-Мексико, США). На момент открытия звездная величина тела составляла 19,5, диаметр ядра оценивался в 3-4 километра. Вскоре данные были подтверждены астрономами из России, Украины, Узбекистана, США и Японии. В соответствии с циркуляром Центра малых планет Международного астрономического союза новая комета была названа в честь своего первооткрывателя — Еленина.

Одна из популярных версий, выдвигаемых в СМИ, гласит, что комета столкнется с Землей, и тогда на нашей планете начнутся землетрясения и наводнения.

Читайте также:Пришельцы прячутся за кометой Еленина?

"Комета пройдет в 35 миллионах километров от нас — на расстоянии, более чем в 90 раз превышающем длину пути от Земли до Луны, — комментирует сотрудник Лаборатории реактивного движения Дон Йоманс. — C/2010 X1 имеет небольшие размеры, да и плотность комет, как известно, невелика. Измерить ее воздействие на Землю, зарегистрировать какие-то изменения в характере приливов и отливов мы просто не сможем".

Еще одна "гипотеза" утверждает, что комета Еленина может… затмить Солнце. А так как большинство земных процессов связаны с этим светилом, то нас всех ждут очень нелегкие времена. Дон Йоманс опровергает и эту теорию. "Если наблюдать ее с Земли, то по диску звезды она не пройдет", — говорит он. К тому же, добавляет ученый, тело диаметром в 3-5 километров способно закрыть собой Солнце, только если окажется в радиусе 400 километров от Земли — на высоте нынешней орбиты Международной космической станции.

Панические слухи, связанные с прохождением комет вблизи Земли — явление типичное. Помните, в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов наблюдает комету, висящую в зимнем небе над Москвой? Это была так называемая "Большая комета 1811 года" — C/1811 F1. Впервые ее обнаружил 25 марта 1811 года Оноре Флагерье. Комета была видна невооруженным глазом в течение 290 дней и достигла наибольшей яркости в октябре 1811 года. В декабре того же года можно было наблюдать хвост кометы, изогнувшийся от ядра более чем на 60 градусов.

Если в Средние века появление комет трактовалось как предзнаменование войн и других драматических событий, то в XIX столетии их уже отождествляли с катаклизмами, являющимися прямым следствием прохождения комет. Так, знаменитый датский писатель Ганс Христиан Андерсен вспоминает: "Помню я событие, случившееся когда мне минуло шесть лет, — появление кометы в 1811 году. Матушка сказала мне, что комета столкнется с землей и разобьет ее вдребезги или случится какая-нибудь другая ужасная вещь". Как мы знаем, в 1812 году, следующем за "годом кометы", разразилась война между русскими и французами. Но Земля устояла.

В конце прошлого столетия на небе в течение целых 18 месяцев невооруженным глазом можно было наблюдать комету Хейла — Боппа. Эта долгопериодическая комета (C/1995 O1) стала одним из самых ярких астрономических явлений ХХ века. Она была открыта 23 июля 1995 года независимо друг от друга двумя американскими наблюдателями — Аланом Хейлом и Томасом Боппом. 23 марта 1997 года комета подошла к Земле на минимальное расстояние — 196,7 миллиона километров. Во время прохождения перигелия, 1 апреля 1997 года, комета ярко сияла на небосклоне, при этом хорошо были видны два ее хвоста. C/1995 O1 можно было наблюдать в Северном полушарии сразу после наступления сумерек и всю ночь.

Появление кометы Хейла — Боппа сопровождалось различными домыслами. Например, кто-то пустил слух, что следом за кометой летит инопланетный космический корабль. Эта байка даже привела к массовому самоубийству среди последователей религиозной секты "Врата рая".