Вода на Луне есть! Доказано русскими

В журнале Astronomical Review опубликована серия обзоров, посвященных поиску на Луне воды. Их автор, профессор Колумбийского университета Эрлин Кроттс, утверждает, что первые убедительные данные о наличии воды на спутнике Земли были получены еще в 1976 году советским аппаратом "Луна-24". Однако тогда мировое научное сообщество их проигнорировало.

В 1651 году астроном Джованни Риччоли и физик Франческо Гримальди нанесли на карту спутника Земли так называемые "лунные моря". Они представляли собой низменности с ровным дном. Долгое время считалось, что это и впрямь моря, а следовательно, на Луне имеется вода…

В ходе американской миссии "Аполло" на Землю было доставлено около 300 килограммов лунного грунта. Но оказалось, что контейнеры с образцами были закрыты негерметично, поэтому, когда во время анализа в них обнаружилась вода, ученые решили, что она имеет земное происхождение. Кроме того, выяснилось, что "моря" на самом деле образованы потоками вулканической лавы.

Мнение о Луне как о безводной пустыне существовало вплоть до 1994 года, когда при помощи зонда "Клементина" были получены новые данные, свидетельствующие о наличии воды под поверхностью спутника.

Читайте также: Луну потряхивает. К чему бы это?

В 1998 году в рамках программы Discovery на орбиту Луны был запущен зонд Lunar Prospector. В задачи спутника входило исследовать лунные породы, изучить гравитационное и магнитное поле, провести анализ газообразных веществ, поднимающихся с поверхности Луны, а также самым внимательным образом обследовать ее околополярные области.

Нейтронный спектрограф уловил наличие ледяных отложений на полярных шапках Луны. Следовательно, там есть вода. Более того, общая масса лунного льда, перемешанного с силикатными породами, составляет около миллиарда тонн.

Однако, если верить Кроттсу, надежные сведения о наличии на Луне воды были получены еще до этих исследований. И собрал их советский аппарат "Луна-24", запущенный в 1976 году.

Тогда, совершив мягкую посадку на поверхность спутника, зонд пробурил грунт на глубину около двух метров. Полученные образцы лунного грунта, общей массой около 300 граммов, были доставлены на Землю. В 1978 году в журнале "Геохимия" вышла статья руководителя исследовательской группы Майи Ахмановой, в которой говорилось о том, что доля воды в образцах составляет 0,1 процента.

"Причем, чем глубже от поверхности, тем выше содержание воды", — сообщает в своем обзоре Эрлин Кроттс. Несмотря на то что часть образцов также попала в руки представителей НАСА, а статья Ахмановой переводилась и на английский язык, никто из западных ученых эту тему не прокомментировал. О результатах советской миссии на Луну благополучно забыли.

В июле 2008 года команда американских геологов из Института Карнеги и Университета Брауна обнаружила в образцах лунного грунта следы воды, которая, по-видимому, в большом количестве выделялась из недр спутника на заре его существования. Как предполагается, позднее большая часть воды испарилась в космос.

При помощи прибора LEND, установленного на зонде LRO, российским исследователям удалось выявить участки Луны, наиболее богатые водородом. А в ноябре 2009 года НАСА сообщило о том, что в кратере Кабеус в районе южного полюса обнаружен водяной лед. В районе же северного полюса индийский зонд "Чандраян-1" нашел около 600 миллионов тонн воды, большая часть которой в виде ледяных глыб покоится на дне кратеров.

Вероятно, вода на Луне появилась в результате химических реакций, сопровождавших вулканические процессы, в те времена, когда естественный спутник Земли еще не остыл. Еще одна версия связана с кометами. Ученые вычислили, что при столкновении такой космической странницы с Луной на большой скорости может произойти тепловой взрыв, при котором образуется водяной пар. На полюсах воду могут удерживать холодные ловушки — уже имеющиеся кратеры и углубления на лунной поверхности. Если предположить, что кометы падали на всю поверхность Луны, то можно прийти к выводу, что на экваторе Солнце выжгло воду и испарило ее, полностью обезводив приэкваториальную полосу, а на полюсах образовались полярные шапки, которые и обнаружил Lunar Prospector.