Автор Правда.Ру

И снова – голые бояре на трапециях?

В Российской театральной культуре конструктивистские искания Мейерхольда оказались запечатленными не только в истории театра, но и в литературе. Ильф и Петров изящно, хотя и несколько зло и утрированно в своем описании агитационного спектакля с "голыми боярами на трапеции" спародировали его спектакли.

С тех пор русская театральная традиция при интерпретации русской же классики всегда оглядывается на "голых бояр", и это несколько остужает пыл экспериментаторов, напоминая о бережном отношении к классике.

Сейчас, когда все больше зрителей видят нашумевшую январскую премьеру в Школе драматического искусства Анатолия Васильева "Из путешествия Онегина", встрепенулась историческая память о голых боярах, невзирая на весь пиетет по отношению к Анатолию Васильеву.

Васильев, жрец искусства, прошел через разные тернии в поисках истины, но все его эксперименты были посвящены искусству ради искусства, а не ради эпатажа. Скорее, он жертвовал зрителем, нежели готов был переступить через собственное представление о том, каким должен быть театр.

Не взирая на это, пресса пестрит заголовками вроде "Татьяна Ларина гибнет как комсомолка", вызывая ассоциации с теми же пресловутыми боярами...

Однако "комсомолка" Татьяна Ларина — это переходный период от известного нам Васильева, к Васильеву неизвестному и грядущему.

Те, кто помнит "Взрослую дочь молодого человека", "Серсо", согласятся, что Васильев был честным исследователи человеческой психики на уровне сознания. В своем театре он препарировал это сознание и демонстрировал сложность и красоту человеческого внутреннего мира. Потом ему стало неинтересно, и он ушел в глубины подсознания, в том числе — религиозного.

Образ мэтра сменился образом гуру, или — старца — по-русски. Васильев вернулся к мистериальному театральному сознанию, к смеховой культуре средневековья, благополучно миновав восточные театральные практики, в корне отличные от европейского понимания театра.
Особенно ценно для восприятия эволюции режиссера Васильева то, что свой путь к Пушкину он торил много лет, поворачивая Пушкина разными гранями, пробуя на вкус его стих.
"Из путешествия Онегина" Васильевым было поставлено еще в 1995 году, за границей. Спектакль там умер, а теперь Васильев воскресил — не спектакль, ощущение Пушкина.

Особенность театральной стилистики Александра Васильева была в том, что каждая фраза и каждый жест на его сцене несли на себе пласты смыслов, читаемых и увязанных между собой в идеи, концепции и едва ли не притчи, которые вырастали в подтексте, образуя понятный, глубокий и многокрасочный Васильевский мир.

Мастер решил больше не щадить своего зрителя, передавая ощущение мира символами, которые трудно оформить в слова — образы остаются образами, превращаясь в загадку, которую зритель уносит с собой и разгадывает уже без Васильева, ощущая не отпускающую магию театра.

Что же касается спектакля, то в нем больше нет привычной Васильевской ровности линий мизансцен и сюжета.

"Затянутые в черные фраки, увенчанные гигантскими цилиндрами Онегин и Ленский едут к Лариным: их мочит дождик, их подбрасывает на ухабах — и Ленский склоняется на плечо сидящей рядом зрительницы. Люди-птицы становятся персонажами сна Татьяны, сцена бала разворачивается под арию графини из оперы Чайковского, ссора Онегина и Ленского заканчивается немедленной перестрелкой: под горячую руку приятели порешили и ларинское семейство. Но это тоже фантасмагория, обманка, сон: в следующей сцене Ленский как ни в чем не бывало приезжает к Онегину , и маленький зал васильевского театра отвечает дружным хохотом на слова "вся семья здорова".

" Путешествие Онегина " несется вперед, и вот уже Татьяна оборачивается убиенной комсомолкой (лежащая на ее груди красная лента напоминает то ли значок, то ли струящуюся кровь), а посланный за запиской нянин внук — бодрым и правильным потомком героев, идеальным представителем "племени пушкиноведов".

Одетый по моде пятидесятых годов ХХ века внук немедленно материализуется и выходит на сцену, за ним выстраиваются современники, и народный хор берется за дело. Советские люди душевно выводят "Слушай, Ленинград, тебе я спою задушевную песню мою...", и это кульминация святочного безумия."

Мир удивляется Анатолию Васильеву...

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Запад испугался русского оружия на новых физических принципах
Запад испугался русского оружия на новых физических принципах
Запад испугался русского оружия на новых физических принципах
За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Фотография чернокожей девочки "по поводке" взорвала американские соцсети
Российская стюардесса опровергла статью о сексе с пассажирами
На прогулку по Марсу землян приглашает NASA
Открытие астрономов: Млечный путь оказался шире, чем предполагалось
Трамп vs ЦРУ и ФБР: узнает ли мир о роли спецслужб в убийстве Кеннеди?
В Австралии сняли на видео погоню взбешенного крокодила за охотниками
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Трамп vs ЦРУ и ФБР: узнает ли мир о роли спецслужб в убийстве Кеннеди?
Правда, деньги и ракеты: что Путин показал Западу с "Валдая"
Кровь и крики: спецназ штурмует "Михомайдан" в Киеве
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями