Мельница мифов: черная форма эсэсовцев

Откуда пошел миф, что форма эсэсовцев во время Второй мировой войны была исключительно черного цвета? Ведь это было далеко не так. Специалисты грешат на легендарный фильм режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", где почти вся форма эсэсовцев была черного цвета. Видимо, это было нужно постановщикам фильма в художественных целях.

Западные исследователи утверждают, что нацистская униформа сделалась фетишем и центральным символом в спектаклях, кабаре, фильмах, порнографии, моде и половых извращениях. Достаточно назвать нашумевший фильм Лилианы Кавани "Ночной портье", где униформа оттеняет рассказанную любовную историю. По мнению профессора австралийского университета Дженнифера Крейка, "форма, задуманная для того, чтобы слепить новую нацию и "чистую расу", стала в народной культуре символом нечистоты, извращения и жестокости".

Для начала необходимо уяснить себе один простой факт — организация СС имела трехчленную структуру и состояла из Общих СС (Allgemeine SS), частей СС "Мертвая голова" (SS-Totenkopfstandarten) и особых военизированных эсэсовских подразделений, находящихся на казарменном положении (SS-Verfügungstruppe). Две последние, наряду с "Лейбштандартом Адольф Гитлер" (Leibstandarte-SS Adolf Hitler), составили костяк будущих войск СС (Waffen-SS). Просуществовавшая до 1945 года эта преступная организация до конца так и не успела реформироваться сама и, естественно, преобразовать свою униформу. Но было бы непростительным заблуждением считать эту униформу унифицированной и неизменной. Помимо этого исторического факта, напомним, что военная одежда состоит, как правило, из парадной, повседневной, полевой, летней и зимней формы.

Читайте также:Как выглядела элита бронзового века

Первоначально в СС носили форму, похожую на ту, что носили их конкуренты штурмовики. Отличие эсэсовцев от членов СА в форме было незначительным. В 1930 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер отменил старую коричневую форму и черные галстуки и ввел черную форму. Новые черные мундиры (Schwarzer Dienstanzug der SS) носили с бриджами и с высокими до колена сапогами, а также офицерскими походными ремнями. Следующая реформа обмундирования СС была вызвана требованием правительства Веймарской республики в 1932 году распустить военизированные организации и запретить их членам носить военную и полувоенную форму.

7 июля 1932 года для членов СС были введены черные мундиры и фуражки, сшитые по лекалам художника и советника рейхсфюрера СС по "вопросам искусства" Карла Дибича (Karl Diebitsch), которому помогал штурмгауптфюрер (капитан) СС Вальтер Хекк (Walter Heck), который разработал эмблему в виде сдвоенной руны "зиг". Образцом при выборе, вероятно, послужил черный цвет формы прусских гусар "мертвой головы" (Totenkopfhusaren), которую последние носили с 18-го века и до 1910 года. Первоначально такую униформу надели исключительно офицеры СС, но к концу 1933 года она была уже у всех чинов.

Фактически черную форму перестали носить после 1939 года (с началом Второй мировой войны), когда начался массовый переход членов политической парторганизации Общих СС (Allgemeine SS) на серую форму одежды, кроме того, многие эсэсовцы поступили на военную службу, в том числе в войска СС (Waffen-SS), которые с 1937 года носили обмундирование защитного цвета. Главное отличие униформы СС — петлицы со стандартными рунами и тканая эмблема с орлом, нашитая не на правой стороне груди выше кармана, как у солдат вермахта, а на левом рукаве. В 1938 году появились погоны армейского образца с кантами разных цветов в зависимости от рода войск.

В самом начале мы упоминали, что в костюмерные советских киностудий вполне могли попасть экземпляры черной эсэсовской униформы, потому что в 1942 году большое количество комплектов черной униформы СС было передано частям вспомогательной полиции на оккупированных территориях СССР, с заменой эсэсовской символики и знаков различия. Остальные комплекты попали на Запад, где их передали членам местных эсэсовских формирований в оккупированных странах. Что касается женских подразделений СС, то у них была униформа, состоявшая из черной пилотки с орлом СС, серого жакета и серой юбки, а также чулок и туфель.

Самые наблюдательные телезрители давно заметили, что Штрилиц на экране появлялся и в элегантной серой униформе без вызывающей свастики на рукаве. В ней советский разведчик идет на прием к Гиммлеру. И правильно сделал, иначе не миновать штандартенфюреру разноса от рейхсфюрера и это стало бы "проколом" нашего агента. Типы в черной униформе исчезли не только с улиц немецких городов, но даже из здания РСХА. Люди отзывались о них язвительно, называя "черные СС", в отличие от бравых "белых СС", которыми гордились. Потому что они проливали кровь. Второй вопрос — за что?

Комплекты светло-серого обмундирования стали поступать в части усиления СС еще в 1935 году, но спустя три года ее дизайн был основательно переделан. Сохранив (за исключением цвета) покрой черной униформы, светло-серая вместо красной с черным кантом повязки с белым кругом со вписанной в него свастикой приобрела на левом рукаве выше локтя эсэсовского орла.

Такое изменение униформы предполагало придать членам СС более милитаризированный облик. Военная катастрофа на восточном фронте вызвала новую волну мобилизации и среди бюргеров, особенно инвалидов и раненых, отсиживающиеся в тылу эсэсовцы почтения не вызывали. Серый мундир обманчиво демонстрировал, что эти ребята тоже понюхали порох.

Читайте также:Безумный Джек: С волынкой и луком против танков

В первую очередь серую форму получили сотрудники центрального аппарата СС, Главного управления имперской безопасности (РСХА), чины СД и другие наиболее далекие от передовой деятели и чиновники Третьего рейха. В темно-серые кители войск СС во время войны все чаще стали облачаться сотрудники СД и полиции безопасности, особенно на оккупированных территориях и побывавшие на фронте. Поэтому не удивительно, что именно эта форма в конце войны стала ассоциироваться у немецких обывателей с фронтовиками — а вовсе не та, которая запомнилась отечественным поклонникам "Семнадцати мгновений весны"…

Читайте все статьи из серии "Мельница мифов"

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *