То же, что эксплуатируется сегодня, обладает способностью ломаться, лопаться и выходить из-под контроля. 30 лет назад в районе с благополучным названием Хорошевка в воронку диаметром 10 метров и глубиной 17 рухнул пятиэтажный дом. Людей вовремя эвакуировали, но через несколько лет в тех же местах ушли под землю еще два дома. Специальная комиссия вынесла вердикт — подземные воды растворили известковый грунт, образовались пустоты, куда под собственной тяжестью и провалились дома. Все можно было бы списать на коварство природы, если бы не присутствие рядом…Курчатовского института. Много говорят о радиационной опасности этого учреждения, но редко кто вспоминает о том, что именно Курчатовский создает на Северо-Западе Москвы опасную ситуацию с точки зрения подземных провалов. Для работы реактора нужно много холодной воды и берется она из подземных источников. Интенсивные откачки привели к резкому понижению уровня грунтовых вод и образованию пустот.
Другой пример вмешательства человека в подземную экологию. Дыра в 500 квадратных метров “съела” припаркованный джип, едва не проглотив жилой, многоквартирный дом. Провал на Большой Дмитровке в мае 98-го тоже пытались списать на природные процессы. Но при детальном выяснении обстоятельств стало понятно – катастрофа произошла из-за ошибок людей. При строительстве коллектора проектировщики не обратили внимания на небольшой, подземный овражек. “Живший” под Столешниками много веков овраг был заполнен кашей из воды и грязи, которая и ринулась в проложенную нишу. А в опустевшую ложбину рухнула мостовая Большой Дмитровки. По официальным данным МЧС здания рушатся в основном с февраля по июнь – в период, когда грунт деформируется из-за перепадов температур. Вообще же, каждый год в Москве случается более 500 провалов грунта. И почти все они – рукотворные.
Особенность современных городов – расти не вширь, а вглубь. Если раньше максимальное проникновение измерялось метрами, то сейчас существуют множество сооружений расположенных на километровых глубинах. А это уже серьезное вмешательство в геологическую среду: нагрузки на грунты увеличились на порядок, по 6-7 кг на квадратный сантиметр. Такое “давление” раньше допускалось лишь в реакторных отделениях атомных станций, теперь – практически под любым высотным зданием в центре Москвы. Подземной Москвой “владеет” порядка восьмидесяти различных организаций. Это и традиционные коммунальщики, “Мосводосток”, “Моспроект”, различные гео-, связе — и водотресты, а еще военные, МЧС, спецохрана правительственных сооружении и множество тех, кто не любит себя афишировать. При чем каждая организация владеет информацией исключительно по своему участку. Поэтому все происходящее у нас под ногами не поддается прогнозированию.
Ирина Маслова, Агентство “ИНЭКО”
Ссылки по теме: